29 марта ‘24, Пятница

Биологи насчитали на Земле почти 9 млн видов

На Земле проживает 8,7 млн видов живых организмов, плюс-минус 1,3 млн. Из них 7,7 млн видов относятся к животным. Таковы результаты последней оценки, которую ученые получили вычислительными методами. Но на сегодняшний день мы знакомы с очень малой частью обитателей нашей планеты.

Два важных обстоятельства. Во-первых, исследователи брали в расчет лишь эукариотов – организмы, клетка которых имеет ядро, поэтому проведенные вычисления не относятся к бактериям. Во-вторых, они не подсчитали число видов, а именно вычислили, то есть, теоретически предсказали. Тем не менее, полученная оценка гораздо точнее, чем предыдущая - ранее число видов ограничивали довольно широкими рамками: от 3 млн до 100 млн.

Цифра в 8,7 млн на первый взгляд может показаться скромной, но лишь по незнанию. На самом деле, такая цифра означает, что 86% из наземных видов и 91% из обитателей океана наука просто еще не открыла.

Камило Мора (Camilo Mora), специалист по морской экологии Гавайского университета в Маноа (University of Hawaii at Manoa) и его канадские коллеги (Dalhousie University, Halifax) для подсчета видов применили вычислительный метод, позволяющий сделать прогноз, исходя из имеющихся данных по разным таксонам: порядки, роды, виды и т.д. Результаты вычислений ученые опубликовали в PLoS Biology.

Метод основан на анализе таксономической классификации 1,2 млн видов, известных на сегодня. Иерархическая система Линнея выглядит наподобие пирамиды – более низкие уровни содержат большее число элементов, то есть, видов больше, чем родов, родов больше, чем семейств и т.д. Ученые определили алгоритм, связывающий число таксонов разных категорий, и использовали его для предсказания. Поскольку данные о числе высших таксонов (тип, отряд, класс) более полны, по этим данным можно вычислить число низших таксонов (видов).

«Уникальная особенность такого подхода состоит в том, что он проверяем, - комментируют ученые. – Мы можем проверить его на тех группах животных, которые достаточно полно описаны, например, на млекопитающих, птицах, рептилиях. И на этом уровне сравнить предсказания с фактическим числом видов».

Проведенная работа подтвердила тот факт, что одни группы живых организмов изучены гораздо более полно, чем другие. Например, около 72% из предсказанных 298 тысяч видов наземных растений уже описаны биологами. Для сравнения, ученые описали всего лишь 12% видов наземных животных и около 7% видов наземных грибов. Открытия новых видов происходят постоянно, например, среди водорослей, наземных растений, морских червей и даже среди обезьян. А часто один вид раздваивается или растраивается после анализа его ДНК.

По мнению Мора, число видов на Земле - одна из самых интересных и самых фундаментальных загадок науки. «Без таких знаний мы не можем даже начать искать ответ на вопрос, сколько биоразнообразия мы уже потеряли из-за деятельности человека», - говорит он.

Ученые подчеркивают, что наши пробелы в открытии новых видов не заполнятся быстро. Таксономия началась более 250 лет назад с Карла Линнея, и за все это время открыто и классифицировано 1,2 млн видов. И это составляет всего лишь менее 15% от их общего предсказанного количества. Если наука будет и дальше двигаться с такой же скоростью, то на открытие оставшихся видов потребуется 480 лет.