29 марта ‘24, Пятница

Крысы умеют сопереживать

Крысы оказались преданными товарищами, способными к сопереживанию и сочувствию. В своем эксперименте ученые продемонстрировали, как крысы совершенно бескорыстно освобождали своих соплеменников из «плена», научившись открывать замок на клетке.

Группе ученых под руководством Джина Дисити (Jean Decety) из Чикагского университета (США) впервые удалось доказать, что крысам свойственно чувство эмпатии, или сопереживания и сочувствия. Причем, это чувство более характерно для особей женского пола, по сравнению с особями мужского пола.

Выпустить товарища на свободу

Во время эксперимента крысы открывали замки на клетках, в которых находились их товарищи, и совершенно бескорыстно выпускали их на свободу. А когда ученые поместили в вольеры клетки с шоколадом, крысы делились с освобожденными пленниками еще и эти лакомством.

Эксперимент, который поставили авторы, выглядел следующим образом: в просторный вольер, где свободно бегала крыса, поместили небольшой закрытый на замок пластиковый сосуд цилиндрической формы, в котором находилась другая крыса. Через пять дней свободная крыса понимала, как открыть замок на пластиковом сосуде, и выпускала пленницу на волю. «Это первое свидетельство того, что крысам знакомо чувство эмпатии. Хотя это чувство и наблюдали у других видов животных, например, приматов, но для крыс это первое подобное наблюдение», - говорит один из авторов исследовании Джин Дисити (Jean Decety).

Плитка шоколада

Во втором эксперименте ученые добавили в вольер еще одну закрытую на замок клетку, куда положили несколько кусочков шоколада. После того, как крысы сначала освобождали пленников, они открывали вторую клетку с шоколадом и делились лакомством с освобожденными товарищами.

По словам авторов, их эксперимент показывает, что крысы не только могут демонстрировать эмоциональное соучастие. Как раз это чувство вполне обычно для животных, например, когда они видят, что кто-то из знакомых им особей испытывает стресс, они точно также начинают испытывать беспокойство, например, начинают быстро бегать. Чувство эмпатии значительно более сложное, оно предполагает не только какие-то эмоции, но и действия, на которые эти эмоции толкают, объясняют авторы.

Крысы учились сами

«Мы никак не дрессировали этих крыс. Они научились открывать замок, потому что у них была мотивация это делать. Мы не показывали им, как можно открыть дверь, и до этого у этих животных не было подобного опыта. Они просто много раз пытались это сделать и, наконец, это получилось», - говорит Бартал.

«Эта работа демонстрирует очень древние эволюционные корни эмпатии», - добавляет Джеври Могил из Университета Макгилла, который изучает эмоциональное восприятие и особенности ощущения боли у мышей.

Статья Бартала и его коллег опубликована в журнале Science.