24 апреля ‘24, Среда

Ученые расшифровали геном бессмертной дьяволицы

Сравнение ДНК 104 раковых опухолей указало на «праматерь» рака тасманийского дьявола. Возможно, это поможет биологам спасти животных.

Тасманийский дьявол (Sarcophilus harrisii) – сумчатый хищник с острова Тасмания, одно из самых удивительных животных на планете. Как известно, он страдает от странного ракового заболевания (DFTD), которое уродует морду и косит популяцию дьяволов под корень. Их численность на островах Тасмании уже катастрофически сократилась.

Недавно генетики секвенировали геном самого тасманийского дьявола. А теперь британские ученые из Wellcome Trust Sanger Institute прочитали геном раковых клеток, которые их уничтожают. Результаты они опубликовали в журнале Cell, а кратко о них можно прочитать на сайте EurekAlert.

Первого тасманийского дьявола с обезображенной опухолью мордой биологи нашли в 1996 году, но вскоре от рака страдали уже десятки зверей, а в 2000 году ученые поняли, что «это новый тип инфекционного заболевания». Стало ясно, что раковая опухоль передается от одного животного другим и при этом как бы клонируется. Это был сюрприз, поскольку до сих пор ни один рак не вел себя так. По способу передачи DFTD похож на вирусное заболевание, но это не вирус.

Рак передается от одного зверя к другому через укус, вместе с которым здоровое животное получает живые раковые клетки. Этому способствует то, что тасманийские дьяволы довольно часто кусают друг друга.

Ранее генетики уже сравнивали геном здорового и больного животного. Теперь исследователи под руководством Элизабет Мерчисон (Elizabeth Murchison) взяли образцы клеток 104 животных, больных раком, и секвенировали их ДНК. Результаты они сравнили между собой. Оказалось, что все опухоли ведут родословную от одной прародительницы, которая, предположительно, возникла у одной особи в начале 1990-х годов. Ученые считают, что это была самка.

«Я назвала ее бессмертной дьяволицей, - сказала Мерчисон. – Она давно умерла, но ее клетки продолжают жить».

Раковый геном эволюционирует по мере того, как рак передается, и сравнение генома 104 опухолей продемонстрировало ученым ясную картину распространения болезни по популяции в течение последних двух десятилетий. Они описали более 17 тысяч мутаций в раковом геноме, это сравнимо с количеством мутаций в человеческих раковых клетках. Теперь им предстоит выяснить, какие мутации из них наиболее важны. Предположительно, к наиболее важным относятся мутации, затрагивающие работу иммунной системы.

Биологи надеются, что генетические знания позволят спасти тасманийского дьявола от полного вымирания. «Мир уже потерял тасманийского тигра, вымершего в 1930-х. Было бы очень грустно потерять еще одного из крупнейших сумчатых», - говорят они.

Спрос на автомойки и детейлинг в России подскочил на 48%