25 апреля ‘24, Четверг

В каждой стране свои возбудители диареи

Ученые описали строение нитевидных выростов, при помощи которых патогенные штаммы кишечной палочки вызывают диарею у путешественников. Главное открытие ученых в том, что, переболев в одном месте, люди не получают иммунитета от бактерий из других регионов.

Отдых в экзотических странах часто портят проблемы с пищеварением. Диарею путешественников (медики так и называют эту болезнь) вызывают различные кишечные бактерии, но чаще всего кишечная палочка Escherichia coli. Правда, не та безвредная разновидность, которая постоянно живет в толстом кишечнике человека, а энтеротоксичные штаммы.

В том, как кишечная палочка поражает человека, попытались разобраться ученые из Бостонского университета. Они описали тонкое строение бактерии E. Coli – строение нитевидных выростов на поверхности бактериальной клетки. Этими выростами бактерия прикрепляется к клеткам кишечного эпителия -- это первый и необходимый шаг в развитии диареи.

Эстер Булитт (Esther Bullitt), доцент факультета физиологии и биофизики медицинского факультета Бостонского университета (Boston University School of Medicine), и ее коллеги из Национального института здоровья (National Institutes of Health ) в Бетесде (Мэриленд, США) использовали трансмиссионную электронную микроскопию, чтобы создать трехмерную реконструкцию строения нитевидных выростов бактерии.

Бактерия держится на пружинках

Трансмиссионная электронная микроскопиявид электронной микроскопии, когда электроны не отражаются, а проходят через структуры исследуемого объекта.
Основная часть нитей построена из белка под названием «колонизирующий фактор антиген I» (CFA/I). Исследователи раскрыли биохимический путь, по которому происходит сборка нитей из этого белка. Готовые нити должны пройти через поры на оболочке бактериальной клетки и прикрепиться к мембране клеток кишечного эпителия.

Исследователи установили, что особенности взаимодействия между отдельными молекулами белка обеспечивают сочетание жесткости и гибкости, необходимое для этих нитей. Белковые нити действуют подобно пружинкам, что помогает им удерживать бактериальные клетки в кишечнике в потоке кишечного содержимого. Поэтому бактерии получают возможность размножиться и образовать колонии, удерживаясь в кишечнике достаточно долго для того, чтобы развилась диарея.

Разные штаммы -- разные белки

Диарею вызывают многие энтеротоксичные штаммы E. Coli. Расшифровав строение белка CFA/I на атомарном уровне и изучив генетическую вариабельность, ученые увидели, что у разных штаммов различается внешняя часть белка, которая выставляется на поверхность нитевидного выроста, в то время как остальная часть находится внутри.

«Так как у каждого штамма своя отличная часть белка, зачастую антитела, образующиеся при заражении в организме против одного штамма бактерий, не защищают от последующей инфекции с участием других штаммов», -- объясняет Эстер Булитт. Ученые ожидают, что расшифровка белка CFA/I разных штаммов позволит использовать его как антиген для создания универсальной вакцины против диареи путешественников.

Статья будет опубликована в июньском выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Голикова: «Все цели по демографии выполнены»