29 марта ‘24, Пятница

Ощущая запахи, нос сверяется с картой

Ученые доказали, что наше обоняние, так же, как зрение и слух, построено по системе координат. В носу удалось нанести на карту приятные и неприятные запахи.

Физиологи уже давно знают, что сетчатка глаза обладает собственной системой координат, и положению в пространстве видимого объекта соответствует положение фоторецепторов, которые на него реагируют. По тому же принципу устроено и внутреннее ухо, рецепторы которого картируют разные тона. И только обонятельный орган до сих пор оставался terra incognita. Но последние данные, полученные израильскими учеными, показали, что карта с координатной сеткой имеется и в носу. И расположение на этой карте диктуется степенью приятности-неприятности запахов.

На внутренней поверхности носа человека расположены около 12 млн обонятельных рецепторов. Хотя по остроте обоняния нам далеко до, скажем, грызунов, тем не менее, устройство нашего носа тоже заслуживает внимания. Чтобы разобраться с этим, Хадас Лапид (Hadas Lapid) и ее коллеги из Института науки Вейцмана (Weizmann Institute of Science), Реховот, Израиль, у добровольцев записывали электроолфактограмму – электрические сигналы, возникающие в обонятельных рецепторах при предъявлении разных запахов. Сигналы регистрировал датчик, помещенный в нос.

Ароматы отделены от вони

Во время эксперимента человеку давали вдыхать вещества с разными запахами. Задача ученых состояла в том, чтобы составить «карту запахов» в носу. Они установили, что рецепторы, дающие сильный ответ на приятные запахи, расположены рядом и отстоят довольно далеко от рецепторов, которые возбуждаются от неприятных запахов. Степень приятности и неприятности запахов им также удалось закартировать.

Затем исследователи сравнили данные олфактограммы с субъективным восприятием добровольцами разных запахов. И получили очень точное соответствие. Запахи, которые человек четко различал по принципу: «нравится – не нравится», вызывали электрические ответы в отдаленных друг от друга рецепторах. Промежуточные запахи вызывали ответы где-то посередине. Для оценки приятности запахов специалисты использовали шкалу от 1 до 100.

Эксперимент убедил ученых в том, что и обонятельный рецептор построен по системе координат. Статья о «карте в носу» опубликована в сегодняшнем выпуске журнала Nature neuroscience.