20 апреля ‘24, Суббота

Кофеин образует солнцезащитный экран

Радость для любителей кофе – у кофеина обнаружили защитный эффект: он предохраняет кожу от рака под воздействием ультрафиолета. Ученые обнаружили это в экспериментах на мышах и выяснили механизм кофеиновой защиты.

Масаоки Кавасуми (Masaoki Kawasumi) и его коллеги из Университета Нью-Джерси (The State University of New Jersey) работали с генетически-модифицированными мышами, у которых была снижена активность некоего фермента ATR. Этот фермент участвует в повреждении ДНК, вызванном ультрафиолетом. Ученые показали, что кофеин ингибирует (то есть, снижает активность) ATR.

Лишенных фермента ATR мышей и контрольных мышей для сравнения подвергали ультрафиолетовому облучению, который обычно вызывает раковые опухоли кожи. Оказалось, что без фермента ATR опухоли развиваются на 3 недели позже, чем в контроле. После 19 недель непрерывного облучения у генетически-модифицированных мышей наблюдалось на 69% меньше опухолей, чем у контрольных, и опухоли были менее злокачественными (меньше метастазировали). Но если облучение продолжали, что после 34 недель заболевали уже все животные.

Из эксперимента ученые делают следующие выводы. Кофеин оказывает защитное действие против ультрафиолетового повреждения на молекулярном уровне. Он действует через посредство фермента ATR, то есть, снижая его активность. Кофеин как бы абсорбирует ультрафиолет на себя, образуя солнцезащитный экран. Но при слишком длительном облучении кофеиновой защиты не хватает – рак кожи все разно развивается.

Результаты своего исследования авторы опубликовали в последнем выпуске журнала PNAS.