28 марта ‘24, Четверг

У людей и мартышек появился новый общий предок

Обнаружение неизвестного вида обезьян помогло уточнить время ключевой развилки в эволюции приматов. Оказалось, развилка произошла на миллионы лет позже, чем считалось до сих пор.

Ученые уточнили время, когда наши предки -- высшие обезьяны (человекообразные обезьяны, или гоминоиды, Hominoidea) отделились от узконосых обезьян Старого Света (мартышковых, Cercopithrcoidea). У палеонтологов из Мичиганского университета (University of Michigan) в Энн-Арборе появились доказательства того, что это произошло не в позднем эоцене, а в среднем олигоцене.

Открытие разрешает противоречие, которое до сих пор существовало между палеонтологическими и молекулярно-биологическими данными. Ископаемые остатки древних приматов катаррин (Catarrhini), которых считали последними общими предками гоминоидов и мартышковых, относятся к позднему эоцену – раннему олигоцену (35-30 млн лет назад). А сравнение геномов современных человекообразных обезьян и мартышек по числу накопленных мутаций говорит, что их ветви разошлись позднее. Но вычисленные данные до сих пор не были подтверждены палеонтологическими находками.

Арабская обезьяна – наш далекий предок

И вот это произошло. William Sanders и его коллеги описали остатки неизвестного ранее примата, найденного на западе Саудовской Аравии в геологической формации Шумайси (Shumaysi). Сохранились большая часть лицевого черепа, в том числе верхняя челюсть с зубами, височная кость и передняя часть черепной (мозговой) коробки.

Обезьяну назвали Saadanius hijazensis. По степени развития зубов и по характеру клыков ученые определили, что череп принадлежал взрослому самцу. Он имел средние для приматов размеры тела и весил 15-20 кг.

Ученые подробно описали строение костей черепа и зубов Saadanius. Многие черты отличают его от высших обезьян (гоминоид), остатки которых найдены в отложениях раннего миоцена (23-20 млн лет назад). Например, гоминоиды приобрели лобные синусы (пазухи), у самцов увеличились клыки, так же как и размер тела. Эти изменения специалисты связывают как со сменой питания, так и с развитием социального поведения.

У истоков человекообразных

Некоторые черты отличают Saadanius и от прочих катаррин. Ученые отнесли его к вершине этой группы приматов – самым поздним катарринам, жившим непосредственно перед разделением на гоминоидов и мартышек. Гоминоиды унаследовали от высших катаррин длинную и узкую носовую кость, а также общие пропорции лицевой части черепа. По размерам черепа Saadanius занимал промежуточное положение между прочими катарринами и гоминоидами.

Учитывая новые данные, палеонтологи считают, что ключевая развилка на эволюционном древе приматов случилась от 29-28 млн до 24 млн лет назад. Свои данные авторы работы опубликовали в журнале Nature.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии