20 мая ‘19, Понедельник

Ученые доказали, что Земля не расширяется

Группа геофизиков с помощью современных космических средств измерений и новых вычислительных методов «похоронила» популярную в прошлом теорию расширяющейся Земли.

Сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA У Сяопин (Xiaoping Wu) и его коллеги в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, пишут, что зафиксированные ими колебания радиуса Земли не превышают 0,1 миллиметра (толщина человеческого волоса) в год, сообщает РИА Новости. Эта величина не является статистически значимой.

«Наше исследование дало независимое подтверждение того, что Земля сейчас не расширяется, по крайней мере в границах неопределенности измерений», – говорит У Сяопин.

Гипотезы расширения или сжатия Земли выдвигались геофизиками, чтобы объяснить происхождение гор и океанов. В частности, появление складчатых гор пытались объяснить сжатием Земли в процессе ее остывания. Сторонники расширения Земли исходили из того, что расхождение материков и появление океанов связано с растягиванием земной коры по мере роста объема недр.

В 1960-е годы была сформулирована и стала господствующей теория тектоники плит, согласно которым земная кора состоит из отдельных блоков – плит, которые, как льдины в воде, плавают в вязкой верхней мантии. На границах, где плиты соприкасаются, подныривая друг под друга, сосредоточены очаги землетрясений, вулканы, районы активного горообразования. Однако многие геофизики по разным причинам и сегодня допускают возможность расширения или сжатия Земли.

Группа У Сяопина использовала новые методы для переоценки данных Международной системы отсчета (ITRF – International Terrestrial Reference Frame), в частности, они учитывали движения земной коры, а также точные данные о земной гравитации, полученные с помощью спутников GRACE.