28 марта ‘24, Четверг

Жизнь возникла не в океане, а на суше

Первые живые организмы на планете, скорее всего, появились не в мировом океане, а в пресноводных водоемах вулканического происхождения.

Такой вывод сделала исследовательская группа наших соотечественников, работающих за рубежом, среди которых Армен Мулкиджанян (Armen Mulkidjanian) из Университета Оснабрюк (Universitat Osnabrueck), Германия, и Евгений Кунин из Национального института здоровья в Бетесде, США. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Proceedings os the National Academy of Sciences.

Ученые сравнили по составу ионов океан и пресноводные геотермальные водоемы и сопоставили их с вероятным составом среды обитания первых организмов на Земле. То есть, с потребностями протоклеток в химических элементах. Поскольку протоклетки не имели мембранных насосов, которые откачивают ненужные ионы и накачивают нужные (против градиета концентрации), то они могли существовать только в подходящей химической среде.

Сравнение показало, что первичный океан по балансу элементов не очень подходил для поддержания жизни. Гораздо более подходящие условия складывались в замкнутых пресноводных водоемах в вулканически активных зонах. Примером такого водоема служат геотермальные озера в Йеллоустонском национальном парке, на дно которых поступает горячая вода, обогащенная химическими элементами. По расчетам авторов исследования, состав воды геотермальных источников наиболее близок к химическому составу живой клетки. В них подходящая концентрация важнейших биоэлементов: натрия, калия, марганца, цинка и фосфатов. По мнению ученых, именно там сложились благоприятные условия для формирования белков и других биологических молекул.

Такие озера, вероятно, образовались из геотермального пара, обогащенного химическими элементами при прохождении через земную кору. И именно они могли стать «инкубаторами жизни», стартовыми точками для ее последующей эволюции. То есть, по гипотезе авторов, жизнь возникла на суше и уже потом завоевала океан. Кстати, эта гипотеза соответствует результатам экспериментов Стэнли Миллера по «самозарождению жизни».

Песков объяснил, почему Путин не приезжал к месту теракта в «Крокусе»