Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:34
Москва
24 апреля ‘24, Среда

Константы и поиски фестиваля арт-кино

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Новая команда фестиваля арт-кино «2morrow\Завтра», имеющего среди московских киноманов хорошую репутацию, рассказала о том, каким будет следующий форум. Четвертый по счету и первый организованный без участия его основателя, режиссера Ивана Дыховичного.

Фестиваль «2morrow\Завтра» пройдет, как обычно, в середине осени, с 14 по 18 октября. Неизменной останется и его суть – фестиваль арт-кино. Именно таким его задумывал, формулировал и оттачивал Иван Дыховичный. «Настрадавшийся кинематографист, лишенный возможности выйти напрямую к аудитории, -- рассказывает его вдова, режиссер, актриса, креативный продюсер фестиваля Ольга Дыховичная, -- он мечтал хотя бы для других облегчить этот путь». Фестивальная площадка появилась для того, чтобы фильмы неформатных режиссеров могли попасть к зрителю. Однако, по словам Дыховичной, таким, как раньше, фестиваль не мог больше оставаться.

Выходит, что два

«Это произошло в рамках жизненной философии, -- рассказывает Ольга, -- ушел стрежень, перемены были неизбежны. Существовала модель, центром которой был Иван. Когда его не стало, части этой модели перестали быть целым. Нужна была реорганизация процесса. Сейчас формально существует два фестиваля. Та команда, которая действительно очень хорошо делала фестиваль в прошлые годы, объединилась вокруг своих ценностей. Я пытаюсь объединить новую команду вокруг ценностей, которые создал Иван: смелость, честность, неформатность. Это молодое кино, которое завтра станет источником идей».

Команда, делавшая «2morrow\Завтра» с 2007 года, – компания «Интерфест», генеральный продюсер фестиваля Ренат Давлетьяров и программный директор Алексей Медведев, описали свою точку зрения еще в июне, во время сочинского кинорынка. Их проект называется «2 in 1», и он тоже позиционируется как продолжение старой концепции «Завтра».

«После того как Вани (Дыховичного. – Infox.ru) не стало, у нас разошлись пути с основным спонсором фестиваля, компанией Аudi, но мы продолжаем делать фестиваль современного кино. Мы по-прежнему придерживаемся принципов крайне строгого отбора... Это тоже будет международный кинофестиваль с конкурсом из 10 работ», -- сказал тогда Алексей Медведев. Название «2 in 1» было выбрано, чтобы утвердить его основную идею: каждая картина должна сочетать в себе авторское видение и привлекательность для зрителя.

Обе фестивальные команды подчеркивают, что личной вражды и даже профессиональной конкуренции между ними нет. Ну и слава богу, для зрителей от этого раздвоения одна выгода. Не так-то просто в Москве можно увидеть некоммерческое, авторское, малобюджетное, актуальное кино, притом самого высокого уровня. И не так часто в Москву приезжают Алехандро Ходоровский, Йос Стеллинг и Абель Феррара, возглавлявшие в прошлые годы жюри, или Мишель Гондри, Антон Корбайн, Лео Каракс, Мишель Уэльбек или Рутгер Хауер в качестве участников и почетных гостей.

Традиционные румыны

Программным директором «2morrow\Завтра» в 2010 году стал Антон Мазуров, кинокритик, дистрибьютор, человек, по словам Ольги Дыховичной, «с такой яростной любовью к кино, которая даже многих пугает». Он-то и рассказал, что именно готовится для «великой октябрьской кинопровокации» (так между собой организаторы «Завтра» называют доверенное им мероприятие). Впрочем, подчеркивают, что акцент будет сделан на «кино», а не на «провокацию».

Основной конкурс, как и прежде, будет проходить по пяти номинациям: изображение, звук, игра актера, история и Гран-при. В конкурсе, по словам программного директора, будут участвовать около десяти фильмов. Все эти малобюджетные работы относятся к категории арт-кино. Какие бы смыслы ни вкладывались в это понятие, главным остается то, что они не стремятся быть развлекательными. Это могут быть фильм жанровые, киноманские, интеллектуально-занудные, но в любом случае авторские. Их создатели проживают в разных концах света -- от Венесуэлы до Эстонии. Точные имена и названия пока не разглашаются, но уже понятно, что будут в конкурсе, по «завтрашней» традиции, румыны, а также прелюбопытный венгерский ремейк «Соляриса» Андрея Тарковского, ремейк, разумеется, не буквальный, а идейный и эстетический. Обязательная российская картина тоже в конкурсе будет, и еще одна -- вне конкурса. Как считает Мазуров (который, как известно, не только пропагандист, но и прокатчик арт-хаусного кино, руководитель компании «ЛеопАрт»), до конца уничтожить авторское российское кино все-таки пока не удалось.

Еще одно важное специальное событие грядущего фестиваля – премьерный показ фильма-обладателя «Золотой ветви» Каннского фестиваля «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни» тайского режиссера Апичатпонга Вересетакула. Став каннским призером, то есть человеком, который уже не принадлежит себе, Москву Апичатпонг посетить не сможет, слишком жесткое расписание. Поэтому полную ретроспективу и мастер-класс режиссера, который, по словам программного директора, как нельзя лучше вписывается в концепцию «Завтра», провести на этот раз не удастся. Но замена найдена более чем достойная. Имя литовского режиссера Шарунаса Бартаса в России известно только киноманам, но в Европе фильмы этого выпускника ВГИКа уже признаны классикой, и они серьезно повлияли на развитие европейского, особенно французского киноязыка. «2morrow\Завтра» покажет полную ретроспективу Бартаса и пригласит всех желающих на мастер-класс режиссера.

Вторую ретроспективную программу составил куратор фестиваля Сергей Бодров-старший. Режиссер, чьи фильмы номинируются на «Оскар», стал «добрым ангелом» фестиваля. «Когда было смятение, некоторая растерянность, он пришел со своим авторитетом и спокойствием и сказал: «Действуйте дальше и идите туда, куда шли», -- вспоминает Ольга Дыховичная. Бодров выбрал семь фильмов, которые повлияли на него самого, и те, что ему кажутся важными для молодых кинематографистов, -- от Теренса Малика до Георгия Данелии.

Неигровая программа «DOC_открытия современной арт-богемы» будет посвящена ныне живущим и малоизвестным у нас авторам в разных областях искусства: музыкантам, художникам и кинематографистам. В частности, деятелям американского киноавангарда от 40-х до конца 80-х годов. В одном из фильмов этой программы можно будет увидеть трехлетнего Роберта Дауни-младшего, который участвовал в радикальных экспериментах Роберта Дауни-старшего.

Самым авангардным и бескомпромиссным событием «Завтра» станет ночная панк-программа «Турбулентность». А самая серьезная – под названием «Киношкола» -- уже началась. На официальном сайте фестиваля, который стартует в августе, любой желающий сможет посмотреть поучительные видеозаписи мастер-классов видных деятелей кинематографии. Среди лекторов, уже поучаствовавших в проекте: Вадим Юсов, Максим Осадчий, Иван Вырыпаев, Александр Зельдович, Антон Батагов, Владимир Десятников, Ли Дэниелс, Сергей Бодров. Первый лектор – бельгийский режиссер Жако ван Дормель – перед спецпоказом, организованным «2morrow\Завтра», рассказал о создании своего «Господина Никто» еще весной.

В Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Реклама