Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:55
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Мнения и аналитика INFOX.RU

Дмитрий  Чариков
Ведущий на канале Медиаметрикс, эксперт в сфере строительства и недвижимости

Участники рынка назвали причину появления обманутых дольщиков

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Долгое время девелоперы, отраслевые СМИ и многочисленные информационные интернет-проекты внушали дольщикам, что вступая в долевое строительство, они покупают квартиры.

Реклама до сих пор пестрит бодрыми сообщениями девелоперов о «старте продаж» с призывами «купить квартиру» в очередном строительном проекте. А представители некоторых компаний продолжают рассказывать людям на семинарах и конференциях о том, как им максимально безопасно «купить жилье в новостройке», нисколько не смущаясь тем, что долевое участие в строительстве не является, (да и никогда не являлось) покупкой квартиры, как и собственно дольщик не является покупателем жилья.

Дольщик, вступая в долевое строительство и вкладывая свои деньги в бизнес застройщика, кредитует последнего, разделяя с ним все риски, которые имеются в любом бизнес-проекте. В случае, если же застройщик не справляется со своими обязательствами и скатывается в банкротство, дольщики имеют право предъявить свои требования и вступить в реестр кредиторов в Арбитражном суде. Не лишним будет добавить, что дольщики являются еще и залогодержателями на основании возникшей в силу Закона ипотеки (залога), а застройщик – залогодателем. Но все это никак не гарантирует дольщикам счастливого новоселья.

Но манипулирование сознанием дольщиков привело к тому, что люди, вкладывая в строительство, порой свои последние и нередко кредитные деньги, свято верили, что они купили квартиру и приобрели жилье, предпочитая не углубляться в правовые аспекты долевого строительства. Потребительский инфантилизм граждан и их правовая безграмотность стали основными причинами такого явления, как «обманутые дольщики» - люди просто не понимали и не знали, как грамотно мониторить состояние застройщика и как правильно действовать при первых же тревожных симптомах.

Дмитрий Овсянников, руководитель проекта Ipotek.ru и ипотечный брокер, уверен, что необходимо серьезно ужесточить требования к рекламным материалам.

«Первое, с чего стоит начать для того, чтобы не было обманутых дольщиков – это с искоренения недобросовестной рекламы. Именно с той рекламы, где вещи называются не своими именами, и начинается самый настоящий обман дольщиков. К сожалению, о собственных рисках дольщики задумываются только в самую последнюю очередь», - заявил Дмитрий Овсянников.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE, считает, что единственное оружие против недобросовестной информации – трезвый рассудок.

«Многие потенциальные дольщики начали серьезно изучать законодательство, консультироваться с экспертами и подробно выяснять все нюансы 214-ФЗ, прежде чем решиться на сделку. На мой взгляд, это очень хорошая тенденция. Часть клиентов, конечно, не имеет достаточной квалификации или времени, чтобы вникнуть во все эти тонкости, но и они начали заключать сделки только после консультации с хорошими специалистами в сфере долевого строительства или юристами. Причем, хочу заметить, что доля последней группы клиентов начала расти», - рассказала Мария Литинецкая.

Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки» отметил, что в последнее время в информационном поле наметилась общая тенденция к увеличению недостоверной информации и негатива.

«На рынке встречаются не только некорректные публикации о проекте, но и участились случаи «черного пиара», когда некоторые девелоперы начали дискредитировать своих конкурентов в глазах участников рынка. В ход пошли и заказные репортажи, и слив компромата, и недостоверная информация», - посетовал девелопер.

Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group (девелопер ЖК «Level Амурская»), уверен, что такую ситуацию спровоцировала высокая конкуренция.

«Нисколько не оправдывая недобросовестных застройщиков, замечу, что девелоперы работают сегодня на очень плотном рынке. И особенно в регионах, где бизнес застройщиков находится на грани рентабельности при очень высоком уровне конкуренции. В таких условиях многие неизбежно начинают нарушать правила добросовестной конкурентной борьбы, рекламирования своих услуг и другие нормы. Я полагаю, что усиление надзорного контроля явилось бы правильным решением. Но при этом нужно постараться обойтись без пересмотра законодательства», - утверждает Кирилл Игнахин.

Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк», считает, что все попытки отдельных девелоперов подогреть интерес к своим проектам за счет ложных анонсов должны жестко пресекаться.

«Учитывая многомиллионные бюджеты сделок, необходимо пресекать все попытки выхода девелоперов с недобросовестной рекламой. К примеру, еще несколько лет назад можно было встретить рекламу, в которой девелопер заявлял, что денежные средства привлекаются исключительно в рамках 214-ФЗ. Однако по факту с людьми оформлялись договоры соинвестирования или предварительные договоры из-за отсутствия у застройщика разрешения на строительство. Расчет делался на то, что юридически неграмотные клиенты, клюнув на привлекательную стоимость предложения, подпишут любой договор, нисколько не задумываясь о дальнейших последствиях», - рассказала Лариса Швецова.

Таким образом, участники рынка единодушно сошлись во мнении, что достоверная реклама является одним из важнейших критериев надежности проекта и добросовестности застройщика. А тем участникам рынка, кто начинает свой проект с лукавства или откровенной лжи, доверять категорически не следует. Но, к сожалению, обманутые дольщики начали понимать это простое правило слишком поздно.

Более того, в последнее время все чаще начало муссироваться мнение, что такие словосочетания, как «продажа квартир» и «покупка жилья», необходимо вообще изъять из оборота первичного сегмента рынка недвижимости. И сделать это необходимо на законодательном уровне. В противном случае обман граждан будет продолжаться.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама