18 апреля ‘24, Четверг

Тараканы перестали есть сладкое, чтобы не попадаться в ловушки

Тараканы смогли «перехитрить» человека и отказались от глюкозы, которая часто содержится в приманке ядовитых ловушек. Выяснилось, что теперь она кажется им горькой.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Северной Каролины, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

В последние годы было замечено, что рыжие тараканы-прусаки (Blattella germanica) стали плохо реагировать на сладкую приманку, содержащуюся в ловушках. Авторы работы выяснили, что это связано с их изменившимися вкусовыми ощущениями.

Сначала экспериментаторы предложили голодным тараканам на выбор арахисовое масло или джем, насыщенный глюкозой. Практически все они предпочли масло, что доказало их нелюбовь к сладкому. Затем ученые отловили нескольких тараканов и вставили в их ротовой аппарат электроды. Это позволило установить, какие нейроны возбуждаются у тараканов при контакте с глюкозой.

Оказалось, что когда таракан пробует сладкое, у него активируются нейроны, ответственные за восприятие горького вкуса. Эти же нейроны возбуждаются, когда тараканы пробуют кофеин и другие горькие субстанции. Впрочем, наблюдения показали, что глюкоза воздействуют и на рецепторы сладкого, однако их активность подавляется.

В ходе опытов тараканы активно вертели головой, любой ценой пытаясь избежать встречи с каплей глюкозы. По мнению ученых, перемены в работе вкусовых рецепторов у тараканов доказывают эффективность естественного отбора. «Я всегда питал большое уважение к тараканам, они не только зависят от нас, но и обманывают нас», -- рассказал Коби Шэл, соавтор статьи.