Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:09
Москва
29 апреля ‘24, Понедельник

Позитивные последствия пандемии COVID-19

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В начале 2020 года мало кто мог подумать, что неизвестный вирус из Китая спустя всего несколько месяцев обернётся причиной общемирового экономического кризиса.

COVID-19 затронул все страны, которые сегодня пытаются восстановиться от причинённого ущерба с разным успехом. В такой волне негатива не всегда можно заметить позитивные тенденции, которые рождаются во время кризиса.

Сейчас мы можем наблюдать активное внедрение и рост инновационных решений в сфере экономики, человеческих взаимоотношений и профилактике инфекционных заболеваний. Мир вернётся в своё привычное состояние, однако он уже не будет прежним.

Электронная коммерция

Пандемия дала сильнейший толчок к развитию рынка e-commerce, позволив потребителям осуществлять интернет-покупки в привычно офлайновых магазинах. Пример можно привести из сферы доставки потребительских товаров и еды. Гиганты розничной торговли в России, такие как Ozon Holdings PLC, X5 Retail Group, ООО «ВкусВилл» сделали возможным онлайн-заказ продуктов питания и их последующую доставку на дом: «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» обзавелись курьерами и сборщиками, облегчив жизнь их привычным клиентам. Вместе с открытием новых возможностей количество потребителей, заинтересованных в онлайн-покупках, также возросло. В статье Н. Ю. Градовой демонстрируется зависимость среднего чека онлайн-покупки и эпидемиологической ситуацией в регионе проживания. Градова приходит к выводу, что, если во время введения карантина потребитель покупал в основном онлайн, то после снятия ограничительных мер этот же покупатель с большей вероятностью будет осуществлять покупки онлайн и дальше [1]. Сервисы доставки продуктов находятся на пике своей популярности в том числе из-за удобства. Российский онлайн-сервис «СберМаркет» стал известен благодаря возможности выбора времени доставки (обычный интервал составляет не более 2 часов), тщательному отбору продуктов и согласованию покупки определённых групп товаров с клиентом (сроки быстро портящихся продуктов, внешние незначительные дефекты овощей и фруктов и т. д.).

Досуг во время пандемии

Не только сектор потребительских товаров начал активно эволюционировать в период локдауна. Наши привычные способы проведения досуга были отброшены в пользу социального дистанцирования, включая невозможность посещения ресторанов. Очевидно, что общественное питание является чуть ли не самой пострадавшей сферой экономик всех стран. Чтобы иметь возможность платить своим работникам и продлевать аренду помещений, многие сети ресторанов организовали доставку своих блюд. Действовали самостоятельно или же в сотрудничестве с уже существовавшими сервисами доставки (маркетплейсами) по типу Delivery club и Яндекс Еды. После снятия ограничительных мер рестораны, которые смогли укрепить логистические связи во время пандемии, продолжают работать и на доставку, и на обслуживание в помещениях. То есть, предприятия получили это конкурентное преимущество, будучи вынужденными искать альтернативные точки роста в условиях пандемии. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что коронавирус – это не только потери и недополучение прибыли, но и возможность активного внедрения инновационных элементов для дополнительного профита.

Создание интернет-магазинов

Малый и средний бизнес начали активно «выходить в онлайн», поскольку пришло осознание необходимости такого шага в развивающемся мире диджитал-экономики. Чтобы этот «выход» осуществить, нужны программисты, маркетологи, разработчики, дизайнеры и т. д. Прогнозируется, что общий интерес к «цифровым профессиям» подхлестнёт масштабное развитие цифровых компетенций у населения: от банальной цифровой грамотности до создания эффективной системы подготовки профессиональных кадров [2, c. 251]. Пандемия ускорила процесс цифровизации общества, обращение рынка к интеллектуальным, а не физическим способностям работников. Для многих товарных категорий онлайн стал единственным возможным каналом продаж, что также объясняет тенденцию повышения интереса к онлайн-коммерции [3, c. 198]. Другими словами, коронавирус стал своеобразным триггером, вынуждающим предприятия вводить информационные технологии со значительным вычислительным потенциалам, чтобы эффективнее распоряжаться имеющими ресурсами и получать большую прибыль.

Онлайн-курсы

В период пандемии у россиян появились значительные временные ресурсы, которые было возможно направить на саморазвитие. Речь может идти не только о платформах типа MOOC, но и различных вебинарах и образовательных сессиях в дистанционном формате. Здесь же можно отметить и экспонентный рост платформ для проведения конференций. Потребность коллективного обсуждения вопросов теперь может быть полностью удовлетворена посредством онлайн-совещания. Это экономит силы и время, которые могут быть использованы где-то ещё. Артисты, музыканты, фитнес-тренеры – это только малая часть представителей тех профессий, которые не смогли бы работать в условиях пандемии, если не платформы типа Skype или Zoom.

Культурное пространство при COVID-19

Необходимость проведения музыкальных и развлекательных концертов онлайн породила новое течение в сфере досуга. К примерам такого течения можно отнести дистанционный показ выставок в Лувре, где у «посетителя» была возможность обзора картин и статуй в формате 360° с удобной навигацией по залу, онлайн-спектакль Гоголь-центра «Феи», онлайн-концерт группы «Би-2» и так далее. Коронавирус подтолкнул динамичное искусство к выходу в интернет.

Российское образование

Особую роль COVID-19 сыграл и в становлении нового облика российского образования. По сути, все учебные заведения РФ не имели аналогового способа донесения информации до учащихся, кроме как очных встреч. С переходом в дистанционный формат ситуация изменилась. Студенты могли использовать интерактивные инструменты платформы: написать что-либо на доске, поднять руку, показать эмоцию, а также проводить собственную демонстрацию рабочего экрана. Учителям приходилось осваивать настройки платформы, улучшать навыки в создании презентации и введения интерактивной части в занятия. Многим такой формат пришёлся по вкусу, и для этого есть разные причины: нет необходимости тратить время на дорогу в университет, более непринуждённая, «домашняя» обстановка занятий и т. д. Очевидно, что коронавирус ускорил процесс цифровизации общества, стал катализатором знакомства и последующего внедрения компьютерных технологий среди пожилого населения. Карантин также привёл к большей заинтересованности онлайн-образованием, кто-то познакомился с таким способом получения знаний и остался им доволен. Без сомнений, эта сфера будет стремительно развиваться и дальше, расширяя горизонты познания человека [5, c. 15–16]. Пандемия определённо сыграла важную роль при внедрении инноваций в российское образование.

Мытьё рук

Стоит отметить и информационно-предупреждающую роль COVID-19, заключающуюся, по большей части, в пропаганде гигиенических процедур, банального мытья рук. Коронавирус, как и любая пандемия, пройдёт, однако для многих привычка держать руки в чистоте останется. Также можно отметить и толчок в сфере научных изысканий и борьбы с инфекционными заболеваниями. Филантропы, организации и простые люди жертвовали значительные средства на разработку вакцины, анализирование причин болезни и возможностей предотвращения новых пандемий.

COVID-19 стал одним из крупнейших потрясений современной истории. Влияние такого потрясения испытал каждый из нас, в большей или меньшей степени. Эта статья не ставит задачу показать, что коронавирус внёс большое количество позитивных изменений в обществе, что данные положительные аспекты балансируют негативные. Выше были продемонстрированы всего лишь некоторые изменения, которые позитивно повлияли на россиян и мир в целом.

Виноват Галкин*: Филипп Киркоров рассказал, почему перестал общаться с Аллой Пугачевой
Реклама