В «АвтоВАЗе» с оптимизмом ждут окончания кризиса. Уже с 2011 года стратегия автогиганта предполагает 20%-ный среднегодовой темп прироста рынка. В компании готовятся встретить перемены модернизированным модельным рядом.
У руководства компании «АвтоВАЗ» есть уверенность, что после кризиса российский рынок начнет быстро расти, заявил в интервью «Ведомостям» вице-президент корпорации и член антикризисной комиссии Ян Венсан.
Прогресс грядет
Согласно прогнозу самой компании, в 2010 году рынок не покажет ни значительного роста, ни резкого падения. Однако уже со следующего года в «АвтоВАЗе» ожидают позитивных перемен. Среднегодовые темпы прироста с 2011 по 2014 год превысят отметку в 20%.
В 2014 году продажи автомобилей в стране увеличатся до 3 млн машин в год. Только во второй половине 2014 года рынок «пресытится», и рост замедлится до 7% в год. В итоге в перспективе 2018 года в России ежегодно будет реализовываться 4,5 млн автомобилей.
Согласны с позитивным видением «АвтоВАЗа» и в Ford of Europe. Президент компании Джон Флеминг еще в марте утверждал, что рынки России и Турции, быстрее всего обрушившиеся под влиянием кризиса, в скором времени начнут показывать самый быстрый рост.
Новые модели
Ян Венсан подчеркнул, что «АвтоВАЗ» планирует встретить перемены на рынке во всеоружии – то есть с новыми и модернизированными продуктами. Компания разработала программу развития модельного ряда еще в октябре прошлого года, но в начале 2009 года концепцию пришлось немного изменить – бюджет на усовершенствование технологий сократили на 20% до 95 млрд рублей.
Однако глобальные планы не меняются: в 2011 году «АвтоВАЗ» должен приступить к производству автомобилей класса B на платформе Logan, купленной у партнеров из Renault за €100 млн, класса C на платформе ВАЗ-2116 и бюджетного автомобиля на базе Kalina, который компания пока разрабатывает.
Текущее положение автопроизводителя весьма тяжелое. Рынок упал за первый квартал на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в 2009 году емкость рынка составит 1,4 млн автомобилей, предполагают в компании. «АвтоВАЗ» надеется занять около трети всего объема и реализовать до полумиллиона машин.
Оптимизация через менеджеров
Пока в автогиганте не называют точных целей собственного антикризисного плана. Ближайшая цель – выйти на положительный операционный денежный поток. В частности, для этого на 30% будут сокращены административные и накладные расходы.
Например, «АвтоВАЗ» собирается уменьшить на треть состав правления, сократив сразу девять вице-президентов. Такое решение принято советом директоров компании.
Кроме того, сокращение доходной части топ-менеджеров, которые останутся работать на «АвтоВАЗе», предполагает снижение должностных окладов на 20%, а также полную отмену бонусов и всех премий -- годовых, квартальных или разовых. На смену старой системе придет новая схема поощрений руководителей, по которой вознаграждение будет высчитываться из так называемого коэффициента персональной активности.
Решение о сокращениях и урезанных зарплатах было принято после того, как новым исполнительным вице-президентом завода стал Игорь Комаров, которому поручили контролировать финансовые потоки «АвтоВАЗа» и госсредства, выделяемые государством для поддержки автоконцерна.
30 марта премьер-министр Владимир Путин объявил, что для восстановления платежеспособности компании будет сделан имущественный взнос в ГК «Ростехнологии» в размере 25 млрд рублей. Затем «Ростехнологии» предоставят «АвтоВАЗу» беспроцентную ссуду на эту сумму в конце мая -- начале июня. Помимо этого ВТБ и Сбербанк предоставят «АвтоВАЗу» краткосрочный кредит в размере 8 млрд рублей.