Изгнанный президент Гондураса Мануэль Селайя и временное правительство страны под руководством Роберто Мичелетти снова не смогли договориться об условиях урегулирования политических разногласий. Путчисты ни под каким предлогом не согласны на возвращение Селайи на пост главы государства.
Переговоры по урегулированию политического кризиса, разразившегося в последнем месяце в Гондурасе, не привели ни к каким позитивным подвижкам, сообщает Associated Press. Временное правительство страны охарактеризовало как «неприемлемый» предложенный компромисс, включавший в себя одно непременное условие – возвращение изгнанного президента Мануэля Селайи. Свергнувший неугодного лидера политический истэблишмент Гондураса настаивает на приостановке мандата Селайи во главе государства.
Диалог неизбежен
Четвертый день переговоров оппонентов показал, насколько по-прежнему далеки стороны от ощутимого прогресса в дипломатическом процессе. Выступающий посредником президент Коста-Рики Оскар Ариас, однако, пообещал продолжить попытки примирения. Он в очередной раз призвал стороны к благоразумию и недопущению кровопролития из-за возникших разногласий.
«Сегодня удовлетворяющего всех соглашения достичь было невозможно. Делегация Селайи полностью поддержала предложенной мной вариант, однако представители Роберто Мичелетти отказались ставить свою подпись под документом», -- объяснил Ариас.
Следующие три дня глава Коста-Рики посвятит, по его словам, кропотливой работе над поиском консенсусного решения. Посредник добавил, что не видит никакой альтернативы началу конструктивного диалога.
По условиям предыдущего проекта Ариаса, Селайе предлагалось отбыть свой срок на посту президента до момента официального истечения его президентских полномочий. Однако следующие выборы коста-риканский коллега свергнутого руководителя латинской республики советовал перенести на месяц. Также в качестве уступок оппозиции предполагалась общая амнистия и включение представителей всех главных политических сил Гондураса в коалиционное правительство.
Попытка №2
Ариас является опытным дипломатом и миротворцем. В 1987 году он получил Нобелевскую премию мира за то, что смог положить конец гражданским войнам в странах Центральной Америки. Сейчас он продолжает призывать стороны к терпению и гибкости позиций.
Правительство бывшего соратника Селайи Мичелетти приняло некоторые пункты плана Ариаса, однако камнем преткновения по-прежнему остается условие приезда домой высланного лидера.
Взамен возвращения президента свергнувшие его политики предлагают создание комиссии, которая бы смогла «показать народу Гондураса и всему мировому сообществу все те действия президента, которые привели к нынешней ситуации».
Селайя, ранее занимавший воинственную позицию и угрожавший вернуться и сформировать собственное правительство, несколько «смягчил» мнение и надеется разрешить проблему дипломатическими методами. Однако в конечном счете он не отказывается от намерения снова занять свой пост. Помощник Селайи Аллан Файярдо сообщил, что президент вернется раньше пятницы – дня, предложенного в плане Ариаса.
Эта попытка станет уже второй для свергнутого лидера. 5 июля военные, контролируемые временным правительством, попросту заполонили взлетно-посадочные полосы аэропорта столицы Гондураса Тегусигальпы и не позволили приземлиться борту главы государства.
По стопам Чавеса
На стороне Селайи с момента начала политического кризиса в латинской стране выступили администрация США, ООН, Организация американских государств. Правительство Мичелетти остается в глазах мирового сообщества незаконно захватившим власть.
Внутри страны путчистам также приходится нелегко. Профсоюзы, выступающие в поддержку изгнанного политика, призывают рабочих ко всеобщей забастовке в четверг и пятницу.
Верховный суд Гондураса еще до момента принудительной депортации Селайи из страны санкционировал арест главы государства, посчитав нарушением законодательства его попытку провести референдум с предложением созыва конституционной ассамблеи.
Оппозиционно настроенные к Селайе политики видели в грядущем референдуме угрозу существующему порядку – конституционная ассамблея, которую тот хотел собрать, могла наделить президента правом неограниченное число раз участвовать в выборах, то есть, фактически, правом пожизненного лидерства. Аналогичную привилегию уже «выхлопотал» себе также на национальном референдуме самый могущественный союзник свергнутого руководителя на континенте – президент Венесуэлы Уго Чавес. По конституции Гондураса, между тем, глава государства может лишь один срок находиться у власти.