Финансовый кризис серьезно проредил мировой автопром. За год экономического шторма многие бренды сменили владельцев или пошли на дно. И говорить об окончании бури пока рано.
В России экономический кризис прежде всего ударил по рынку новых автомобилей. И наша страна из лидеров продаж мгновенно перешла в аутсайдеры. Последствия не заставили себя долго ждать: зарубежные автогиганты кто заморозил, а кто и вовсе отказался от строительства автозаводов в России. Несколько представительств практически полностью прекратили работу.
Впрочем, по сравнению с событиями, разворачивающимися на родине автомобилей -- в США, дела в России обстоят довольно сносно. А за океаном количество автомобильных брендов уменьшается прямо на глазах. На днях прекратило существование еще одно подразделение GM -- Saturn. Попытки сохранить марку путем продажи крупнейшей в США автомобильной дилерской сети не увенчались успехом. Сделка не состоялась из-за упрямства руководства GM, не пожелавшего продолжить даже выпуск запчастей для Saturn.
Куда трагичнее сложилась судьба заокеанских Pontiac и Saturn. Глаз на эти бренды пока никто не положил, и GM уже объявил: производство будет закончено в конце будущего года и марки, увы, прекратят существование.
Другой американский автогигант -- Ford Motor Company также заявил о возможном расставании со своим шведским брендом Volvo. До этого компания успела попрощаться с Land Rover, Jaguar, и Aston Martin.
А Chrysler тяжелые времена заставили искать дружбу с итальянским Fiat. Договор партнерства предусматривает обмен 35% акций Chrysler на технологии производства так не любимых до недавнего времени американцами малолитражек.
Семь раз отмерь
Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, число автогигантов -- жертв экономического кризиса на этом не закончится. В частности, глава альянса Renault-Nissan и известный антикризисный менеджер Карлос Гон на экономическом форуме в Саудовской Аравии заявил: выход на докризисные уровни продаж займет более семи лет.
Тем не менее представители других автогигантов настроены не столь пессимистично и считают, что пик кризиса уже пройден, а специальные финансовые программы способны вновь заставить покупателей нести деньги в автосалоны.
Не стоит забывать и о финансовой поддержке государства. Американский конгресс выделил «большой тройке» $15 млрд в виде кредитов и запустил программу поощрения утилизации старых автомобилей.
А крупнейший отечественный автопроизводитель -- «АвтоВАЗ» уже освоил 25 млрд руб. и просит у правительства еще 70 млрд бюджетных денег. Сыграют ли эти деньги роль электрошокера, выводящего пациента из комы, или аппарата искусственного дыхания, отключать который нельзя?