В России вводится налог за пользование землей в придорожной полосе, который пополнит федеральный и региональные дорожные фонды.
Эти изменения уже внесены в Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменения эти предусматривают, в частности, что владельцы придорожных кафе, рекламных щитов, инженерных коммуникаций и предприятий автосервиса будут платить за пользование придорожной полосой. Для этого вводится обязанность для собственников таких объектов заключить с органами, в управление которым переданы трассы, соглашения об установлении сервитутов в отношении занимаемых земельных участков, то есть об ограниченном использовании земли.
Закон различает частный и публичный сервитут. Именно частный сервитут понадобится для установки или продления договора под рекламу, кафе, автосервис, заключить такой договор будет проще.
Публичный сервитут коснется случаев прокладки вдоль дорог различных коммуникаций. Условия таких договоров по прокладке, переносу инженерных коммуникаций, их эксплуатации будут определяться федеральными органами исполнительной власти.
Тарифы за пользование землей в полосах отвода дорог пока не объявляют, но власти уверяют, что они будут не слишком обременительны. Например, при установке рекламных щитов платить придется только за использование земли, которая находится под ножкой рекламной опоры, утверждает директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Игорь Костюченко. Хотя возможно, тарифы, которые должны будут просчитать Минэкономразвития и Минтранс, будут и повыше.
Однако, если учитывать, что придорожной полосой на федеральных трассах считаются 100 метров с каждой стороны, то, к примеру, налогом будет облагаться даже ресторан, который расположен от трассы довольно далеко, возле того же Ленинградского шоссе в Московской области. Эксперты пока затрудняются сказать, пополнит ли это дорожные фонды существенной суммой и будет ли новый налог значительным для тех, кого он коснется.
Справка
Ст. 26 закона 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит:
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.