Федерация автовладельцев России выяснила, что большинство заправок в стране обманывают водителей, недоливая бензин.
2 июля ФАР опубликовала данные исследования на 34 АЗС в 13 субъектах.
Недолив топлива обнаружен на 20% заправок вертикально интегрированных нефтяных компаний. Расхождение между количеством купленного бензина и тем, что попало в бак составило 1,63% (естественно, не в пользу водителя). На заправках федеральных и крупных региональных сетей нарушения выявлены в 81% случаев (недолив составил от 4,97% до 19,03%).
Среди мелкосетевых и частных АЗС обман покупателей был выявлен в 100% случаев (от 5,66% до 8,03% недолива). Авторы исследования в своем материале, опубликованном на сайте ФАР, не указывают, на каких конкретно АЗС был выявлен недолив.
В ФАР посчитали, что при недоливе в 19% стоимости бензина 44,70 рублей за литр, покупатель фактически платит по 55 рублей за литр. В комментарии к исследованию отмечается, что махинации на АЗС – это обман покупателей, но обман, скорее всего, вынужденный, связанный с падением доходности АЗС из-за разницы оптовых и розничных цен.
ФАС «задавила» бизнес независимых АЗС
В марте 2017 года «КоммерсантЪ» сообщал, что доходность независимых АЗС упала почти до нуля. Причиной тогда назывался рост акцизов и повышение оптовых цен на топливо, что никак не компенсировалось на розничном рынке.
Цены на нефтепродукты на розничном рынке старательно сдерживает ФАС. В Независимом топливном союзе (НТС) тогда отмечали, что политика надзорного ведомства фактически направлена на изживание мелких АЗС, хотя и крупные сети испытывают определенные трудности.
В июне 2018 года на фоне резкого роста цен на нефтепродукты НТС заявил, что мелкие АЗС уже несколько месяцев работают едва ли не в убыток. Под угрозой закрытия оказалось около 15 тысяч АЗС по всей стране. Это около 60% всех независимых заправок.
Снижение акцизов на бензин и соляру, а также фиксация цен на уровне 30 мая на заправках ожидаемого эффекта для мелких АЗС не возымели.
НТС предложил два варианта по их спасению: отпустить розничную цену на бензин, или включить режим ручного управления в оптовом сегменте. В качестве крайней меры была выдвинута инициатива зафиксировать обязательные объемы биржевой торговли дизтоплива и бензина.