Правительство РФ договорилось с нефтяными компаниями зафиксировать оптовые цены на бензин и дизтопливо на уровне майских до конца этого года.
Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания, состоявшегося в среду вечером. Нефтяные компании также обязались поставлять на внутренний рынок на 3% больше топлива от обязательного норматива. Данное требование будет действовать с завтрашнего дня до 31 марта 2019 года. Козак подчеркнул, что в случае необходимости действие соглашения продлят. Он добавил, что нынешняя планка обязательной продажи нефтепродуктов на бирже останется на прежнем уровне - 10% и 5% производимых бензина и дизтоплива соответственно (ранее рассматривалось предложение повысить эти показатели).
Как сообщает агентство Интерфакс, министр энергетики Александр Новак после совещания рассказал, что для насыщения внутреннего рынка топливом планируется дополнительная поддержка независимых НПЗ. Нефтяные компании начнут продавать им сырье «по прямым внебиржевым контрактам», где будут обозначены такие цены, которые обеспечат НПЗ «нормальную маржу».
На совещании все крупнейшие нефтяные компании согласились подписать предложенное правительством соглашение. В противном случае были бы ведены заградительные пошлины. Оформление сопутствующих бумаг и согласование юридических вопросов состоится в ближайшие 24 часа.
Причина роста цен
Дмитрий Козак заявил, что ситуация на рынке топлива в России была расшатана искусственно. Из-за роста оптовых цен независимые АЗС оказались в бедственном положении. В принципе, ситуация, когда «каждый сегмент и участник рынка борется за свои доходы», нормальна. Но правительство было вынуждено отреагировать на негативные последствия такой борьбы, хотя снижение оптовых цен не всегда оправдано, сказал Козак. В заключение, он выразил надежду, что принятые сегодня меры позволят стабилизировать обстановку на оптовом и розничном сегментах рынка.
Правительство загоняет нефтяников в угол
По мнению экспертов, основной причиной роста цен на бензин стал налоговый маневр правительства, обнуляющий экспортные пошлины и повышающий налог на НДПИ. В этих условиях перерабатывающая промышленность не может нормально развиваться даже с учетом предоставления НПЗ субсидий. Фактически, выстраиваемая правительством система налогообложения заставляет нефтяников либо работать в убыток, либо делать крен в пользу экспорта. Сегодняшнее соглашение с одной стороны можно расценить, как насилие над законами свободного рынка, но с другой – «запас прочности» у нефтяных компаний есть.
На фоне жалоб о потерях и робких замечаний, что цены на бензин было бы хорошо поднять на 4-5 рублей, чтобы компенсировать убытки, нефтяники в 2018 году увеличивают прибыли в разы.
Например, сегодня стало известно, что Сургутнефтегаз» за первые три квартала 2018 года получила 598,3 млрд рублей чистой прибыли. Об этом говорится в отчетности компании (по РСБУ). Для сравнения, за весь 2017 год чистая прибыль компании составила всего 150 млрд.