После подписания соглашения между правительством РФ и крупнейшими нефтяными компаниями о повышении объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок оптовые цены на бирже стали снижаться.
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость тонны АИ-92 снизилась на 2,46%, АИ-95 подешевел на 4,47%. Дизтопливо упало в цене на 2,99%. Таковы данные торгов на 14:40 по мск.
Соглашение о повышении поставках бензина и соляры на внутренний рынок будет действовать до 31 марта 2019 года.
В условиях проводимого правительством налогового маневра с каждого проданного литра бензина в России нефтяные компании теряют 2-5 рублей. Фактически, под угрозой введения заградительных пошлин государство принуждает компании работать себе в убыток.
Эффективность действия правительства по стабилизации ситуации на рынке на пресс-конференции в ТАСС обсуди ведущие эксперты-экономисты и специалисты в нефтяной отрасли. Все они пришли к выводу, что несмотря на усилия правительства стабилизировать обстановку на внутреннем рынке, в 2019 году цены на российских АЗС неминуемо поползут вверх.
Гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заявил, что в будущем году топливо подорожает 7-8%. Причем это самые оптимистичные прогнозы, учитывающие уже известные факторы – повышение НДС, акциза и НДПИ. Определенное влияние окажет инфляция, которая по прогнозам ЦБ будет в районе 4,5-5%. Пока не ясно как отразится на рынке блокада экспорта иранской нефти с 5 ноября (США сейчас на распутье между жестким вариантом и учетом интересов европейских партнеров).
«Пытаться договориться с нефтекомпаниями, чтобы они держали цены на одном уровне, бесперспективно, они не могут работать себе в убыток», - подчеркнул Танкаев. По его мнению, исправить ситуацию можно радикальным снижением акцизов.
Доктор экономических наук Никита Кричевский заявил, что правительство никогда не решится вводить заградительные пошлины. Это блеф, призванный запугать нефтяников. Он напомнил, что, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, ситуацию на внутреннем рынке расшатали искусственно. Козак заявил, что независимые АЗС активно добивались снижения оптовых цен и грозили крахом. Кричевский отметил, что независимые АЗС тоже не белые и пушистые рядом с крупными компаниями. «Они получают хорошую прибыль за счет невыплаты налогов, недолива топлива и других серых схем ведения бизнеса», - сказал Кричевский. Касательно проблемы экспорта нефтепродуктов, он предложил ввести лицензирование компаний в зависимости от выполнения нефтяными компаниями обязательств по насыщению внутреннего рынка.
Экономист Михаил Делягин поддержал данное предложение, указав, что корнем возникшей проблемы с ценами на нефть стала неадекватная политика правительства, ориентированная на интересы МВФ.
«Правительство взяло курс на революцию - другого объяснения нет», - подчеркнул Делягин. В заключение он добавил, что налоговый маневр нужно немедленно отменять.