С начала 2019 года цены на авиаперелеты эконом-класса выросли на 24,1%.
Таковы данные Росстата за период с января по август. Об этом написала газета «Известия», упомянув, что подобного роста цен в авиаперевозках не наблюдалось с кризисного 2008 года.
Уже сейчас можно говорить, что среднее годовое увеличение стоимости авиабилетов в эконом-классе в сравнении с 2018 годом составит примерно 18,3%.
Данные Росстата оказались еще более удручающими, нежели недавний прогноз Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). 2 сентября заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров в беседе с «Известиями» заявил, что по итогам 2019 года авиабилеты подорожают на 9–10%. С этим прогнозом согласились эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации.
При этом в ГосНИИ гражданской авиации пояснили, что главным фактором резкого повышения цен на билеты стала проволочка с внесением керосина в соглашение правительства с нефтяниками по демпфирующему механизму.
На удивление, даже сейчас, когда появились данные Росстата, подтверждающие опасения АЭВТ, надзорные органы стараются проблему не замечать. Например, 9 сентября глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство не намерено оценивать прогнозы АЭВТ до тех пор, пока Ассоциация не «представит какую-то серьезную аргументацию». Выданный прогноз по повышению цен на авиабилеты Артемьев назвал «видением».
«Я уже привык, что все отраслевики говорят о каких-то кошмарных событиях при инфляции в 4% в стране. Это надо просто воспринимать как видение», - сказал он (цитирует агентство «Москва»).
Между тем, в Минтрансе о ситуации с ценами на авиабилеты, похоже, подозревают. Так, на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что министерство сейчас готовит целый комплекс мероприятий для снижения стоимости билетов. При этом он не уточнил, что это за меры.
10 сентября в ответ на информацию о повышении стоимости авиабилетов в Минтранспорта признали, что проблема подорожания перелетов присутствует. . За первое полугодие цена выросла «приблизительно на 7% в сравнении с аналогичным отрезком времени в прошлом году. Уже к концу сентября ведомство представит специальные меры по сдерживанию стоимости билетов на самолеты, пообюещали в министерстве (передает iReactor).
Промах правительства взвинтил цены на авиакеросин
В ноябре 2018 года правительство подписало соглашение с нефтяниками о заморозке цен на топливо. Причиной послужил скачок стоимости бензина весной того же года.
20 июня 2019 года на «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным прозвучал вопрос о непомерно дорогих авиаперевозках в стране. Первым делом глава государства поспешил заверить, что в будущем стоимость билетов упадет из-за обнуления НДС на полеты в обход столицы. Затем Путин сообщил, что билеты дорожают в виду высокой стоимости авиационного керосина, который по недосмотру правительства не был включен в соглашение по стабилизации цен на топливо.
- Это явное упущение, и оно должно быть немедленно исправлено. Это касается и авиационного топлива, это касается и битума, потому что нам дороги надо строить, - сказал Путин.
Подготовка поправок в соглашение началась немедленно. Но сам процесс принятия корректив затянулся, и уже в 3 июля 2019 года Путину пришлось вмешаться в ситуацию снова. Во время совещания с членами правительства он обратился к министру финансов Антону Силуанову с требованием поторопить внесение поправок. «Сезон закончится скоро туристический, а мы все будем рассматривать вопросы, связанные с этими тарифами и ценами», - посетовал президент.
Силуанов в ответ пообещал принять меры и в случае необходимости ввести обратные акцизы на керосин за счет компенсации из нефтегазовых доходов.
Спустя неделю поправки в соглашение с нефтяниками хотели оперативно провести через Думу вместе с поправками в Налоговый кодекс о регулировании стимулирования добычи редких металлов. Однако Госдума такой подход не приняла и вернула законопроект на доработку в правительство, потребовав не смешивать нефтянку и металлы «в одну кучу». Время снова было потеряно.
В итоге, закон о корректировке демпфера на топливо был подписан Путиным 30 июля. Он предусматривает введение демпфера на авиакеросин с 1 августа. Однако пока, судя по статистике, механизм сдерживания цен на керосин помогает плохо.