Российским нефтяникам представит жесткая конкурентная борьба за европейский рынок нефтепродуктов, тогда как внутри страны производить бензин по текущим ценам невыгодно и неинтересно.
После резкого падения мировых цен на нефть отечественная Urals оказалась в ЕС менее востребованной, чем нефть из Саудовской Аравии, продаваемая по цене чуть ниже рынка ($25 за баррель).
По всем признакам ситуация до конца года вряд ли изменится, что означает необходимость для российских компаний пересмотреть свою политику и начать делать акцент на переработке. «России в этом плане придется бороться за рынки нефтепродуктов, а не только нефти», - заявил в интервью ТАСС аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов также полагает, что российским НПЗ нужно нарастить мощности, чтобы обеспечить стране возможность продавать больше нефтепродуктов с премией на внешних рынках.
Рябов подчеркнул, что нефтяную отрасль необходимо настроить так, чтобы продавать нефтепродукты было действительно выгоднее, чем сырую нефть.
Юшков с такой позицией согласился, но заметил, что и тут возникнут определенные проблемы, так как сейчас из-за эпидемии коронавируса спрос на нефтепродукты падает. Тем не менее, в отдаленной перспективе очевидные преимущества продажи готового бензина нужно использовать.
Российские НПЗ продолжают страдать
Из-за падения цен на нефть маржинальность российских НПЗ сокращается. В основном это происходит ввиду снижения субсидий. Причем сокращение объема субсидий лишь частично компенсируется ростом премий внутреннего рынка. Об этом заявил главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
Он пояснил, что с падением цены Urals с $60 до $30 за баррель сокращение субсидии превышает 500 млрд рублей в годовом выражении. В этих условиях демпфирующий механизм будет работать не так эффективно, как предполагалось.
Несмотря на негативные моменты у отрасли все же есть достаточный запас прочности, чтобы «обеспечить надежные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок», заключил аналитик.
Грабеж на внутреннем рынке, борьба на внешнем
Во вторник вечером президент России Владимир Путин во время совещания с членами кабинета министров в Кремле возмутился ситуацией с ценами на бензин на внутреннем рынке.
Президент обратил внимание на подорожание 92-го бензина за год более чем на 10% при том, что инфляция была на уровне 3%. Сейчас, когда стоимость нефти упала вдвое, бензин в России не только не дешевеет, но продолжает дорожать.
«Ладно, предыдущие месяцы, но сейчас-то цены (на нефть рухнули, просто рухнули: было 65, до 70 доходило, а сейчас 30 с небольшим. А бензин вырос. Как так может быть?», — обратился Путин к членам правительства.
Глава государства поручил министрам «внимательно посмотреть» на ситуацию и разобраться с этим парадоксом.
Несколькими днями ранее о невосприимчивости цен на бензин к изменениям стоимости нефти объявил замминистра финансов Алексей Сазанов, спрогнозировавший, что с дешевизной нефти бензин в лучшем случае «не подорожает».
С аналогичным заявлением выступил глава Минэнерго Александр Новак, объяснивший неспособность цен на бензин снижаться наличием в России демпфирущего механизма, который позволяет «сглаживать и нивелировать изменение цен на мировых рынках как в сторону увеличения, так и в сторону снижения».