Бензин, похоже, не станет достоянием народов, в виду своей дешевизны сравнявшись по доступности с водой.
Страны-экспортеры нефти сделали ставку на повышение стоимости нефти за счет значительного сокращения объемов добычи. Накануне на экстренном заседании 23 страны ОПЕК+ согласовали сокращение добычи на 9,7 млн баррелей в сутки. Изначально планировалось сокращение ровно на 10 млн баррелей, однако Мексика, которой предлагали согласиться на квоту в 400 тысяч баррелей в сутки, настояла лишь на 100 тысячах.
Новая сделка ОПЕК+ пока не оказывает на рынок сильного оживляющего эффекта. В понедельник нефть дорожает на 4-5%. Стоимость июньских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 7:15 по мск составила $32,84 за баррель (рост +4,3%). Фьючерсы WTI Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) подросли до $23,89 за баррель (+5%).
Это может объясняться тем, что сокращение добычи на 10 млн баррелей вряд ли позволит компенсировать катастрофически падающий спрос, и странам для стабилизации рынка потребуются новые дополнительные соглашения об ограничении.
Проблема в том, что для России соблюдение условий даже нынешней сделки станет проблематичным. Страна должна оперативно сократить добычу примерно на 2,5 млн баррелей в сутки.
Как ранее заявил совладелец «Лукойла» Леонид Федун, относительно безболезненно страна может «ужаться» на 300 тысяч б/с. Однако, если речь идет об объемах сокращения в десять раз больше, придется консервировать скважины, которые вновь пустить в работу наверняка уже не удастся, или же это будет очень дорого.
По словам партнера информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, «последствия выполнения соглашения ОПЕК+ для российских нефтяников — это финансовый крах и гигантская безработица»
«Причем не только для оказавшихся лишними сотрудников нефтяных компаний, но и для тех, кто обслуживает нефтяную отрасль. Пострадают все поставщики чего-либо для нефтянки. По сути это смерть нефтяной отрасли. Сотни тысяч людей окажутся без зарплат», - заявил эксперт в интервью порталу «БИЗНЕС Online».
Крутихин посетовал, что в свое время российское правительство и нефтяники не озаботились созданием нефтяных хранилищ на «черный день». Отрасль развивали исключительно под экспорт сырой нефти. Сейчас спрос в Европе упал, и сырье попросту стало некуда поставлять.
Тем временем, российские НПЗ работают на грани рентабельности. Наращивать переработку нефти НПЗ было невыгодно и до кризиса, а сейчас с падением спроса на внутреннем рынке – тем более.
Как заметил Крутихин, «закрывать НПЗ, которым не хватит сырья — это не вариант». Спрос на бензин продолжает падать, доходы населения сокращаются, а цены на заправках непреклонны и остаются на докризисном уровне благодаря демпфирующему механизму.
В этой ситуации правительство предложило защитить НПЗ от банкротства буквально за счет народа. В воскресенье глава Минэнерго Александр Новак подтвердил информацию о планах властей запретить импорт дешевого бензина в Россию. Он пояснил, что таким образом Минэнерго рассчитывает поддержать отечественные нефтеперерабатывающие предприятия, передает Накануне.RU.
Новак согласился, что такой способ защитить НПЗ от демпинга нельзя считать рыночным, однако в кризис к этой мере стали прибегать многие страны. Вместе с тем министр в очередной раз заверил россиян, что на внутреннем рынке цены на бензин не будут расти выше инфляции.