Новый кризис морских грузоперевозок грозит повышением цен на товары и дефицитом.
Рост цен следует ожидать ближе к Черной пятнице (октябрь), причем он коснется практически «всех видов товаров, таких как электроника, мебель, одежда и бытовая техника», рассказал в беседе с NBC News эксперт в области логистики, вице-президент компании E2open Паван Джоши (Pawan Joshi).
По его словам, ритейл рискует столкнуться с отсутствием товаров на складах из-за задержек поставок, связанных с наводнениями в Европе и Китае. Катаклизмы усугубили и без того тяжелую ситуацию в логистике, обусловленную перебоями в обороте контейнеров, недавним случаем блокировки Суэцкого канала и разбалансировкой спроса вследствие коронавируса. В период коронакризиса глобальные цепочки поставок были нарушены, а теперь на китайскую провинцию Хэнань, ключевой транспортный узел, обрушилось мощное наводнение. Там же базируются производства ряда крупных предприятий, которые сейчас борются с последствиями стихии. В результате бедствия пострадали железные дороги, склады и оборудование предприятий.
«Черная пятница и сезон праздников, для которых готовятся товары, столкнутся с серьезным ударом», - предупредил Паван Джоши. Он подчеркнул, что вероятные задержки с поставками сырья на заводы будут иметь каскадный эффект, который во времени займет даже не недели, а месяцы.
Пик подорожаний, а возможно и дефицит, наверняка придется на время закупок к школе, и Черную пятницу. А там и зимние праздники будут не за горами.
Гендиректор Apple Тим Кук в телефонном разговоре с NBC News на прошлой неделе тоже обратил внимание на проблемы в логистике и пожаловался на возросшие транспортные расходы.
На другом конце света, в Германии, аналогичные трудности. Несколько компаний, включая один из крупнейших промышленных концернов Thyssenkrupp (производство стали), объявили о форс-мажорных обстоятельствах, которые не позволяют им выполнить текущие договорные обязательства. Проблемы компаний коснулись таких отраслей как автомобилестроение, производство электроники. На фоне этого эксперты прогнозируют перебои в производстве автомобилей, поскольку многие крупные мировые автопроизводители и их поставщики базируются в регионах, пострадавших от наводнения.
Паван Джоши на этот счет отметил, что наводнения, действительно, могут обрушить автомобильную промышленность, которая уже сейчас переживает острую нехватку полупроводников.
Между тем, в компании Everstream, управляющей рисками логистических цепочек, предрекают, что основной урон вследствие наводнений понесут предприятия в Германии, Нидерландах, Люксембурге и Бельгии.
Представитель Everstream, Шерина Камаль (Shehrina Kamal) указала, что в пострадавших от наводнений районах базируется много поставщиков редких запчастей для автопрома, а также для аэрокосмической промышленности. В Европе вода с затопленных территорий стала отступать, и ожидалось, что большинство основных автомагистралей и дорог приведут в порядок к минувшим выходным. Однако этого не случилось из-за слишком большого ущерба. «Производственные операции вряд ли возобновятся так быстро, что может повлиять на доступность снабжения », - сказала Камаль. По ее прогнозу, последствия наводнений будут сказываться на цепочках поставок еще минимум несколько недель.
Аналитик Австралийского банка Содружества Вивек Дхар (Vivek Dhar) обозначил еще один товар, который затронет подорожание. Провинция Хэнань является крупным центром по производству меди. На прошлой неделе цены на медь сильно выросли. Ожидаемо, этот рост скажется на электронике и автомобильной промышленности. В целом же, катастрофа в провинции Хэнань может затронуть широкий спектр отраслей от авто до фармацевтики. Только в Чжэнчжоу находится 91 компания, в том числе крупнейший завод по сборке iPhone Hon Hai Precision Industry (Foxconn).