В России возобновилась дискуссия вокруг подозрения о том, что дорожные камеры порой используются вовсе не из благородного побуждения – позаботиться о безопасности водителей.
Данному вопросу уделили внимание на заседании Общественной палаты апреля. Подробнее о теме мероприятия в интервью «Парламентской газете» рассказал зампред Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. Он напомнил, что контролем над дорожными камерами занимаются различные органы власти, а их полномочия разделены недостаточно четко. Есть масса нормативных актов, которые подчас друг другу противоречат.
Идет активная законотворческая деятельность по части «юридических последствий фотовидеофиксации», однако четкого регулирования данной сферы до сих пор нет.
В заседании ОП поучаствовали члены Совфеда, депутаты Госдумы, представители МВД и Ространснадзора, эксперты. Их задачей совместно с ОП стала выработка рекомендаций для законодательной ветви власти, как навести порядок с дорожными камерами.
Александр Холодов отметил, что одной из самых болезненных проблем для автолюбителей является рваный скоростной режим, когда порядок цифр «90-60-90» отражает не эталонные параметры в мире моды, а порядок движения на участках, где установлены камеры. Нужны ясные параметры для установки в том или ином месте камер, а также ответ на вопрос: нужны ли камеры там, где количество ДТП не растет, но водители регулярно нарушают правила? Дело в том, что природа таких нарушений может быть не в безалаберности водителей, а в установленных правилах. Холодов задался вопросом, не пора ли изменить правила, чтобы камеры «не превращалась в систему по штамповке штрафов».
Защитить автомобилистов от несправедливых штрафов помогут единые требования к камерам, полагают в Совфеде. В 2021 году сенаторы Ирина Рукавишникова, Андрей Клишас и Андрей Турчак предложили законопроект, которым предусмотрено, что требования к ПО для камер, к получаемым доказательствам нарушений, должно определять правительство.
Андрей Клишас констатировал, что сейчас обязательные требования к камерам отсутствуют, из-за чего людям приходят необоснованные штрафы. В то же время, на практике доказать невиновность куда сложнее, чем оплатить штраф. С принятием законопроекта появятся гарантии законности и обоснованности штрафов, пояснил сенатор.
Клишас добавил, что выявленные несоответствия камер требованиям будут означать автоматическое прекращение производств по административным нарушениям. А грамотная и объективно обоснованная расстановка камер будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.