Спиртные напитки вошли в десятку товаров повседневного спроса, на которых граждане готовы экономить в последнюю очередь.
По данным за третий квартал 2022 года, алкоголь находится на 10-й строчке топа. Выяснилось, что потребители в большей степени согласны сократить траты на одежду и развлечения, нежели на напитки. Об этом говорится в презентации NielsenIQ о ключевых трендах рынка товаров повседневного спроса, с которой ознакомились журналисты РБК.
NielsenIQ проводит свои исследования ежеквартально методом онлайн-опроса. Объем выборки – 1 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Главной статьей экономии стала одежда. На ней экономят 71% респондентов. 66% экономят на развлечениях вне дома, 65% - на походах в заведения общепита. Об экономии на алкоголе сообщили только 36% потребителей.
Аналитики NielsenIQ отмечают, что сейчас большинство граждан старается оптимизировать расходы. Этот тренд сохранится даже в случае улучшения экономической ситуации и роста доходов. Во всяком случае, 30% опрошенных заявили, что и в случае оптимистичных сценариев они продолжат экономить.
Эксперты считают, что привычка экономить на питании вне собственной кухни сохранится как минимум у 29% россиян. У 28% - на развлечениях, 15% - на одежде, 17% - на алкоголе.
Президент Baon Илья Ярошенко назвал логичным то обстоятельство, что люди сейчас экономят на одежде и путешествиях. В отличие от продуктов питания и оплаты ЖКУ это не нужды первой необходимости.
Алкоголь к «первой необходимости» не относится. Однако его покупают вместе с продуктами. Статистика показывает, что в натуральных объемах продажи алкоголя и продуктов в первом полугодии росли. Причем динамика продаж спиртного опережала продукты. Так, прирост продаж алкоголя составил 4,2%. Продуктов питания – 1,2%. Между тем, продажи одежды и обуви сократились на 25–30%.
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что на алкоголе меньше экономят из-за того, что это «остросоциальный» продукт. Нынешняя ситуация говорит о том, что в стране имеет место социально-экономический кризис. Исследования показывают рост тревожности граждан и соответственно – стресс люди заглушают спиртным, антидепрессантами, успокоительными.
Руководитель экспертной группы «Винного гида России» Артур Саркисян соглашается, что алкоголь становится для граждан отдушиной, способом отвлечься от стрессовых ситуаций. В кризис потребление алкоголя всегда растет. Причем крепкого алкоголя. Несколько сгладить данную тенденцию наверняка поможет растущая популярность здорового образа жизни.