Минэнерго и правительство России обсуждают возможность ограничения экспорта бензина.
Для этого может быть разработан закрытый список нефтеперерабатывающих заводов, которым в особом порядке разрешат экспорт топлива. Остальным придется работать только на внутренний рынок.
Мера позволит пресечь серый экспорт бензина, из-за которого в последнее время стали опасно расти внутренние цены. Два собеседника «Коммерсанта» утверждают, что Минэнерго уже направило письмо с предложением вице-премьеру по ТЭК Александру Новаку. Новак 30 июня поручил ФАС и Минэнерго в связи с этим проработать меры по недопущению серого экспорта.
Проблема серого экспорта обострилась в 2022 году вследствие западных санкций. Компании начали в обход ограничений отправлять топливо в Азию, предлагая дисконты.
Также появились компании, которые не производят топливо, но которые нашли для себя выгоду покупать бензин по низким оптовым ценам в России и продавать его за рубеж. Некоторые мини-НПЗ стали производить бензин целенаправленно на экспорт. «Мини-НПЗ или связанные с ними компании остаются крупнейшими серыми экспортерами. Именно поэтому важно, чтобы перечень разрешенных экспортеров бензина был максимально ограничен»,— сказал источник «Ъ».
С начала 2023 года экспорт высокооктановых бензинов составил около 2,9 млн тонн. Это на 42% больше, чем год назад. Объем серого рынка в этом сегменте эксперты оценивают по-разному.
Помимо серого экспорта причиной подорожания бензина в России могут быть плановые ремонты на НПЗ, ослабление рубля, рост стоимости нефти на мировом рынке. Некоторое влияние мог оказать рост спроса внутри России.