В регионах России стали замечать нехватку топлива на АЗС.
В то же время аграрии прямо говорят о дефиците и подорожании дизтоплива. Об этом в беседе с «Известиями» рассказал гендиректор Мосрегионгаза Герман Колотов. По его словам, особенно остро дефицит ощущается в Крыму и Краснодарском крае.
Проблема возникла вследствие нарушений срока доставки грузов по железным дорогам. Ситуация имеет тенденцию к осложнению. Если в июле не хватало Аи-95, то теперь некоторых заправках нет Аи-92 и дизтоплива.
Всё дело в том, что поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков, из-за чего в моменте образуется дефицит. Железнодорожные пути перегружены из-за переориентации экспорта угля с западных направлений на восток.
Повернуть логистику сложнее, чем «цивилизацию»
После обострения отношений с Западом в России заговорили о «развороте цивилизации» на Восток. Теперь же выясняется, что на умозрительном уровне подобные маневры осуществлять проще, чем в короткие сроки перестроить экономику. Аналогичный рассинхрон в намерениях и реальности наблюдался в позднем Советском Союзе, когда была объявлена перестройка. Тогда возник парадокс: предприятия работали, а дефицит всего рос.
«Причина тогда была вполне прозаической - тотальный хаос в логистике. Плановая экономика работала достаточно неплохо, но только в том случае, когда планирование охватывало весь спектр производства, снабжения и торговли», - пояснил обозреватель Анатолий Несмиян.
В системе госплана при отсутствовавшей на тот момент рыночной экономике стали возникать компании, мимикрирующие под «биржи», торговавшие всем подряд – от алюминия до оленей крови из Якутии, - прямо с телефонов.
«На практике это выливалось в хронический дефицит по всем группам товаров, так как теперь они шли не по назначению, а кто первый купит. Склады ломились, а в магазинах было пусто», - продолжил эксперт.
С некоторыми поправками в настоящее время в России наблюдается похожая проблема. Повернуть железную дорогу на Восток за считанные годы нельзя. На одних участках возникает дефицит вагонов, цистерн, грузовых платформ, а на других – всё это некуда девать.
В полной мере сравнение с поздним СССР необъективно, но структурно ситуация похожа – предыдущий механизм (внешней торговли) сломан, а новый пока не работает.
«Итог - начинается быстрое накопление проблем на транспорте, а для такой очень немаленькой страны тромбирование транспортных путей может стать буквально фатальным», - заключил Несмиян.
Подвела ориентация на внешние рынки
ТГ-канал «Футляр для курая» пишет, что угроза дефицита возникла искусственно. Нефтяная отрасль научилась держать валютную выручку за границей, но совершенно не удосужилась развивать систему хранилищ нефти. Более того, об этом как будто никто и не думает до сих пор.
Выглядит это как откровенное вредительство, учитывая, что в сельском хозяйстве идет уборочная кампания, дефицит дизтоплива нарастает, равно как и стоимость топлива.