Регионы России сообщают о неподготовленности к вступающим в силу положениям об установке дорожных камер и опасаются, что с первого сентября 2-24 года определенная часть функционирующих комплексов для фото- и видеофиксации нарушений ПДД может быть деактивирована.
Обсуждение данного вопроса прошло после того, как Минтранс представил третью редакцию проекта правил установки камер, сообщает «КоммерсантЪ».
Журналисты издания проанализировали заседание рабочей группы по безопасности дорожного движения, которое состоялось в четверг в контексте работы "регуляторной гильотины". На нем представители Минтранса предложили новый вариант правил для камер, отслеживающих трафик.
Речь о проекте постановления правительства, которое должно вступить в действие с 1 сентября, вместе с уже принятым Законом №197. Данный закон урегулировал общие аспекты систем фиксации правонарушений, как то: разрешенные места для установки камер и порядок согласования их установки. В постановлении же должны уточниться важные технические аспекты, такие как расстояние от знаков предупреждения до камеры.
В третьей версии от идеи штрафов за превышение скорости на основании данных с динамических знаков отказались. Данные знаки часто установлены на крупных дорогах, и в плохую погоду они сигнализируют автомобилистам о необходимости снизить скорость. Большинство водителей воспринимают такие ограничения как необязательные. Однако в декабрьском проекте содержалось предложение о мониторинге соблюдения этих указаний с помощью камер.
Помимо этого, Минтранс внес предложение о введении ограничения на установку камер скорости: не более одной в радиусе 1 км в населенных пунктах и 5 км за их пределами. Эта норма была представлена в первой версии проекта, затем исключена, и теперь вновь возвращена, с тем лишь отличием, что есть исключения: возможность установки камер чаще, если это необходимо для устранения мест скопления аварий или по требованию ГИБДД.
Кроме того, новая версия постановления оформляет обязательный статус для ГОСТа R 57144 от 2016 года, который устанавливает технические требования к камерам, в том числе точность измерений, состав фото- и видеосъемки для доказательств, интервалы измеряемых скоростей и требования к защите от вандализма.
Эксперты, присутствующие на заседании рабочей группы, высказали критику по поводу третьей редакции документа. Так, заместитель директора ГКУ «Тулаавтодор» Анна Седова отметила, что некоторые передвижные камеры в регионе не отвечают стандартам ГОСТа, так как не создают «коллажа» из снимков автомобиля. До 1 сентября эта проблема не является нарушением, поскольку ГОСТ имеет рекомендательный характер, однако затем такие камеры необходимо будет демонтировать или отключить. Госпожа Седова призвала Минтранс учесть это обстоятельство как важный аспект эффективного расходования средств. Согласно информации “Ъ”, ГИБДД настаивала на обязательности ГОСТа.
Директор ГКУ «Региональный навигационно-информационный центр» Саратовской области Евгений Остроумов сообщил, что «половина камер» в его регионе не соответствует установленным требованиям в третьей редакции документа.
Остроумов также обратил внимание на положение, позволяющее ставить на дорогах специальные информационные щиты, сигнализирующие о камерах, но при этом в документ не внесены требования к их размеру, цвету фона и общему внешнему виду.
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы тоже не поддерживает третью редакцию документа. В ЦОДД опасаются, что необходимо будет исключить часть камер из системы в столице (на сегодня их число достигает 3,8 тыс.). Тем не менее, в официальном комментарии ЦОДД лишь упомянул, что «транспортный комплекс Москвы направил свои предложения и уточнения в соответствующие органы для рассмотрения финального проекта постановления». Отмечается, что понижение уровня аварий в городе удалось в частности благодаря системе фото- видеофиксации нарушений.
Компания «МВС груп», занимающаяся оперированием системы фотовидеофиксации в Подмосковье, не видит трудностей в введении ГОСТ 57144 как обязательного стандарта, поскольку технические требования к комплексам должны быть едины для всех. Компания поддерживает решение о возвращении минимально возможного расстояния между камерами, но предполагает, что законодательство в этой части следует доработать. «МВС групп» указывает, что с первого сентября невозможно будет установить камеру в месте, где случаются исключительно незначительные ДТП без пострадавших, и этот вопрос следует обсудить заблаговременно. Компания уточняет, что существуют определенные методики, позволяющие «предугадывать» потенциально опасные участки дорог на основе анализа разного рода данных, как например структуры дорожной сети, близости общественных объектов и т.д. Применение этих методик при определении мест установки камер позволит предотвращать жертвы.
В настоящее время проект проходит стадию голосования рабочей группы, которое должно состояться на этой неделе. До 1 сентября правительству также предстоит утвердить правила передачи данных с камер в ГИБДД; это будет отдельным документом, который также подлежит обсуждению.