Около одной трети автовладельцев в России воспользовались максимальной скидкой при страховании ОСАГО благодаря своему безаварийному опыту вождения, их число продолжает расти.
Об этом свидетельствуют данные, представленные Российским союзом автостраховщиков (РСА). Наибольшее количество ответственных водителей зафиксировано в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где их доля превышает 40% от общего количества страхователей по ОСАГО. В Чечне и Дагестане доля таких водителей в десять раз меньше, сообщает «Коммерсант».
Недавно РСА опубликовал обновленные данные о водителях, пользующихся максимальной скидкой при оформлении ОСАГО. Максимальный размер скидки составляет 54% (коэффициент бонус-малус 0,46), и она предоставляется автомобилистам, которые на протяжении последнего десятилетия не становились виновниками аварий. В учет берутся как серьезные аварии с пострадавшими и погибшими, так и незначительные, с ущербом только для автомобиля. По результатам исследования РСА по итогам года доля таких водителей в стране достигла 31,1%, а за первые шесть месяцев 2023 года составила 29,4%.
Наиболее низкий уровень долей безаварийных водителей наблюдается в Чечне (3,8%), Дагестане (3,9%), Ингушетии (5,3%) и Туве (5,4%).
В Чукотском автономном округе, Ненецком автономном округе и Забайкальском крае процент аккуратных водителей также остается невысоким (11,6%, 11,8% и 12,6% соответственно).
В районах с меньшим КБМ обычно зарегистрировано большее количество ДТП, отмечают в РСА. Там преобладают транспортные средства старше десяти лет, которые чаще участвуют в дорожно-транспортных происшествиях. «Эти территории также характеризуются значительной долей лиц, управляющих автомобилем без страховки, — отмечают в союзе. — Кроме того, там повышен риск мошенничества в рамках ОСАГО, когда автовладельцы втягиваются в схемы с подставными ДТП ради выплат». Об этом косвенно свидетельствуют и размеры средней выплаты по ОСАГО, самые большие выплаты зафиксированы в Ингушетии, Северной Осетии — Алании и Чечне. В Московской области и столице средние выплаты несколько меньше.
Данные РСА основаны на зарегистрированных владельцах транспортных средств, поведение которых оценивается на основании того, где зарегистрирован автомобиль. Стоит заметить, что эта статистика не всегда точно отражает уровень дорожно-транспортных происшествий, подчеркивает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
По словам представителей ЦОДД, успех Москвы в страховом рейтинге обусловлен комплексным развитием транспортной инфраструктуры, включая установку камер и корректировку движения.
Минтранс Московской области подчеркивает, что регион проводит оперативные и долгосрочные дорожные мероприятия и работает над изменением поведенческих моделей участников движения, проводя пропаганду ПДД.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин делится, что все чаще водители, оказавшиеся в небольшой аварии, предпочитают уладить вопрос на месте наличными, избегая оформления ДТП, чтобы не снижать свой КБМ. Следовательно, с позиции РСА, кажется, что число аварий уменьшается, а количество водителей с высоким КБМ увеличивается. Тем не менее, Шапарин отмечает рост аварийности в 2023 году на 4,5% по данным ГИБДД, которое учитывает лишь аварии с жертвами и пострадавшими.
Пока в рейтинге самых осторожных водителей не упомянуты Крым и Севастополь.