Цены на бензин в России испытывают влияние нескольких факторов, что приводит к его подорожанию.
Одной из причин повышения цен на топливо является низкая конкуренция на оптовом и розничном рынке. При этом доля независимых АЗС ежегодно уменьшается, подчеркнул экономист Артем Голубев.
Другой причиной является серьезная доля акцизов в себестоимости моторного топлива. Она заметно повышает затраты на сырье. По этой причине при снижении цен на сырье топливо остается в прежнем ценовом диапазоне, пояснил эксперт.
Третьей причиной он назвал различие в ценах на внутреннем и внешнем рынках. Влияние этой особенности усиливается при росте колебаний курса рубля. В случае увеличения нефтецен на европейском рынке дорожает бензин, поэтому компаниям становится выгоднее продавать его в другие страны. При обесценивании рубля выгода еще сильнее возрастает, отметил собеседник ФАН.
Кроме того, в России существует демпферный механизм, который призван держать под контролем цены на топливо. При низких экспортных ценах рублевая стоимость топлива на внутреннем рынке дает компаниям повышенную прибыль. Они делятся ею с государством. При высоких экспортных ценах государство доплачивают компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин. Тем не менее, топливо на внутреннем рынке медленно дорожает из-за низкой конкуренции, добавил Голубев.
По его словам, нефтецены отличаются высокой изменчивостью на мировом рынке. Нынешние котировки он назвал средними. В прошлом году они были почти в два раза ниже, но бензин в РФ все равно дорожал.