Ранее цели Минфина иЦБ, даже если иневызывали одобрения, были хотябы понятны, также как иведущие кним действия.
Министр финансов (и первый вице-премьер) Силуанов сбалансировал экономику РФ после 2014 года и удержал систему в целостности. Инфляция в прошлом году снизилась до 2,5%, что практически соответствует мировому уровню.
[INCUT-R]
Многие критики режима еще недавно с симпатией относились к ЦБ и Минфину, считает обозреватель Сергей Шелин. Но сейчас все изменилось. Причиной послужили повышение НДС, вызвавшая народную ненависть пенсионная реформа, и прочие нововведения, призванные вытянуть средства у россиян для реализации майских указов президента во что бы то ни стало.
Трещит по швам тот мир, в котором долгое время обитали ЦБ и Минфин. Шатается мир, где валютные активы были надежной опорой страны, а финансовые и хозяйственные связи российской экономики с мировой удерживали нас на плаву во время кризисов.
[INCUT-L]
Теперь все совершенно изменилось. Поэтому ЦБ и Минфин спешно стараются обустроиться по-новому. Пробуют переходить на расчеты в нацвалютах. Но РФ в таких торговых операциях будет в проигрыше, а обладатели слабых валют (турецкая лира) — в выигрыше. Но приходится проводить эксперементы.
В последнее время у финансового руководства страны появилась еще одна проблема — народ стал потихоньку снимать со счетов и валюту, и рубли, опасаясь принудительной конвертации долларовых вкладов в рублевые, и прочих неожиданностей. Паники еще нет, но в ЦБ постоянно размышляют, что делать, если она в действительности начнется.
На этом фоне ЦБ приходится впервые с 2014 года повышать размер базовой ставки, а банкам — повышать процентные ставки по вкладам, чтобы отвлечь вкладчиков от мыслей о снятии средств.
Деловой климат в стране постоянно меняется. В такой обстановке сложно планировать какой-либо хозяйственный рост и создавать его предпосылки — умеренные ставки, дешевые кредиты и прочее.
Шелин отмечает, что прогнозировать рост ВВП в 2019 году аналитики уже избегают. И вообще прогнозы сейчас меняются очень быстро, как и распоряжения из Кремля.
Дальнейшее развитие ситуации предугадать практически невозможно, считает обозреватель. По его словам, финансовое руководство страны сейчас мечется в разные стороны, но в этом нет их вины, поскольку не они эти условия создают.