Закон об уважении к власти сформировал в РФ ситуацию некоего теста на самоцензуру.
В сущности, в стране начался эксперимент по изучению спроса на свободу слова и мысли, считает публицист Игорь Яковенко. Сущность эксперимента состоит в том, как будут реагировать СМИ, блогеры и граждане, оставляющие комментарии в интернете.
Реакции общества следующие: прошел митинг за свободу СМИ и интернет-пространства, что абсолютно правильно, но в плане противодействия закону Клишаса бесполезно, отмечает публицист.
В партии «Яблоко» составили законопроект об ответственности власти за неуважение к обществу, что остроумно и в сущности верно, пишет Яковенко. По его мнению, основным ответом на закон о неуважении власти должно стать содержание СМИ и публикаций в сети. Этот закон является хорошим поводом для того, чтобы побороться за остатки свободы слова.
Приверженцы применения самоцензуры в связи с принятием данного закона настаивают на осторожности, объясняя это намерением сберечь уцелевшие независимые СМИ, предлагают сглаживать тексты. По мнению Яковенко, никакое сглаживание текстов не спасет от проблем, если текст в целом критичен, а ресурсу или автору хотят эти проблемы создать. Также опыт сопротивления цензуре в СССР показывает, что лишь отказ от самоцензуры позволяет сберечь некую территорию свободы.
И — главное: «Цена, которую надо платить за свободу падает, когда растет спрос», — сказал Станислав Ежи Лец. В конце 60-х запрос на свободу в СССР был небольшой, поэтому участники «демонстрации семерых» 1968 года заплатили за протест очень дорого: тюремным заключением, потерей здоровья.
«Дать чиновникам по языку»: появилась петиция за закон об оскорблении россиян представителями власти
К 1990 году запрос на свободу возрос, что отразилось в проведении крупных митингов. Митинговали и за отмену 6-й статьи Конституции, которая была одной из основных опор режима. В итоге ее отменили совершенно безболезненно для митингующих.
По мнению Яковенко, если популярные блогеры и известные СМИ сообщат о своем непризнании данного закона, так как он противоречит Конституции, это может послужить началом акции гражданского неповиновения. Прокуратура и РКН не смогут контролировать всю сеть, поэтому последствия для участников акции будут незначительны, считает публицист.
Закон о неуважении к власти вступил в силу 29 марта. Он предполагает блокировку в интернете данных, содержащих «явное неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам РФ, Конституции РФ» и госорганам. Проект резко критиковали за установление цензуры в сети, но в итоге закон все же приняли.