Предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко и журналист Александр Сотник рассуждают о кризисе в российской экономике, срыве поставок российской нефти в Европу, протесте в Екатеринбурге, государственной идеологии.
По мнению Потапенко, сильный экономический спад в России начнется в 2020-2021 годах. В РФ сильно (примерно на 40%) упадет добыча из старых месторождений нефти и газа.
Горизонт планирования у российских властей и руководства российских нефтегазовых компаний очень узок. На всех российских месторождениях преимущественно добывают, условно говоря, «легкую» нефть, залегающую в самых «легких» пластах. Чтобы выйти на нефть более «тяжелую» нужны иные технологии.
Разведанных запасов в России достаточно много, но, чтобы их извлечь, нужны новые, более сложные технологии, которые необходимо внедрять совместно с западными странами, у которых эти технологии есть. Но отношения России с Западом сильно испорчены. Поэтому сейчас в РФ добывают именно эту «легкую» нефть.
При добыче такой нефти в нее периодически закачиваются хлористые соединения, от которых эту нефть потом необходимо очищать. При этом экономист упомянут недавний скандал вокруг грязной российской нефти из нефтепровода «Дружба». О снижении качества российской нефти в нефтепроводе «Дружба» Белоруссия сообщила в середине апреля. В сырье нашли превышение содержания хлорорганики, что привело к временной приостановке транзита российской нефти в страны Европы по нефтепроводу.
Только в июне 2019 года Россия может лишиться нескольких млрд долларов из-за сокращения экспорта нефти в связи с ее загрязнением, пишет Reuters. Эксперты считают, что если ситуация с поставками разрешится в конце мая или начале июня, то воздействие на экономику РФ будет несущественным. Но риски для экономики вырастут, если ситуация с грязной нефтью не изменится.
По поводу протестов в Екатеринбурге экономист сказал, что произошедшее в этом городе вряд ли станет спусковым механизмом протестных выступлений в России. Механизм завала власти лежит не столько в публичных акциях и выступлениях, а в дезорганизованности, которая есть в самой власти.
Развал вертикали власти будет происходить не столько на площадях, сколько в кабинетах, считает предприниматель. Этот развал уже наблюдается. Сам факт пригона силовиков для подавления протеста в Екатеринбурге из других областей показывает, что развал системы управления уже очевиден. Местные росгвардейцы и омоновцы понимают, что их втравливают в бесперспективную и бессмысленную войну с собственным народом, со своими земляками, среди которых могут быть и друзья. Они отказываются выполнять преступные приказы. Это и есть развал власти, который она сама и провоцирует, отдавая преступные приказы, считает Потапенко.
14 мая в Петербурге на конференции в КС РФ академик РАН Талия Хабриева высказала идею, что России нужна единая идеология, которая должна быть указана в Конституции. По мнению Потапенко, возврата к госидеологии не будет. У Кремля не может быть единой идеологии, поскольку это уже не единый организм, считает экономист. Это и плохо, и хорошо, полагает он.
Авторитарный режим в России существует, но он уже разложился, считает экономист. Плодятся инструменты насилия: полиция, ОМОН, ФСО, Росгвардия, ФСБ. Вместо того, чтобы «концентрировать этот кулак», власти позволяют ему расползаться. Властям кажется, что таким образом легче удерживать ситуацию под контролем. По мнению экономиста, это не так, потому что оппозиция начинает образовываться внутри этих ведомств, когда слышит преступные приказы сверху.
Поэтому попытка создать госидеологию принесет лишь новые расходы бюджету, считает экономист. Власть задушит сама себя и оставит на месте России руины, полагает он.