К 2019 году в самоощущении россиян что-то поменялось и протесты случаются даже там, где долгие годы ничего не происходило.
И поводами для них служит то, что не так давно не показалось бы таким уж взрывоопасными. Ведь немало парков было уничтожено ради строительства храмов и мусорок создано в РФ — и никаких долгих и массовых протестов не наблюдалось. Но произошли изменения, среди которых наиболее значимым стало то, что власть утрачивает популярность в глазах россиян, и они более не готовы покорно принимать все ее решения, предполагая, что «начальству виднее», пишет политолог Федор Крашенинников.
То, что власть без четкой и внятной программы и без видимых успехов ведет Россию куда-то не туда, осознает все больше людей, и данный процесс имеет большой потенциал в будущем, считает политолог.
При этом даже придворная социология фиксирует новые рекорды снижения властных рейтингов. Местные власти зачастую не пользуются авторитетом среди граждан, поскольку мэры и губернаторы — это просто назначенцы из Москвы.
По мнению Крашенинникова, сейчас изменяется все общество. Самый важный фактор — это неуклонный рост популярности и доступности соцсетей и интернета, которые дают возможность людям получать альтернативную информацию о жизни в стране, считает политолог. Также сеть позволяет объединиться вокруг какой-то проблемы весьма быстро и массово.
Простую мысль о том, что гражданам может не нравиться мусорка или вырубка парка, политический класс нынешней России не понимает, пишет Крапенинников. Всякий раз, когда некая точечная ситуация оборачивается протестами и привлекает общероссийское внимание, чиновники разных уровней делают одинаковый вывод — все это организованно и искусственно вызвано. Хотя стоит отметить, что никаких случаев обнаружения какой-то виновности иностранцев в протестных митингах в нашей стране не зафиксировано.
Розыск внешних организаторов и иностранных участников в протестных акциях говорит о растущей пропасти между властью и народом, считает политолог.
При это ясно, что внутри правящего класса РФ находятся разные люди, немалая часть которых понимает, что протесты имеют объективные причины, что никаких иноагентов нет. Но сказать об этом — значит поставить под вопрос свой имидж, дать руководству повод сделать себя крайними при возникновении протестной ситуации, поставить под сомнение политику высшего руководства страны. Поэтому и обвиняют некое всемогущее зло.
При этом президент и его ближний круг, вероятно, и правда считают, что они по-прежнему всенародно любимы, а действия их полностью одобряемы, а если реальность противоречит этой уверенности, то они просто отрицают ее. А реальность такова: растущее недовольство общества объясняется неэффективным управлением страной и исключительным цинизмом чиновников и близкого к ним бизнеса, отмечает политолог. Это и выводит народ на протесты, поскольку они остаются единственным способом добиться своего.