Налоговые льготы предприятиям нефтегазового сектора возросли более чем в 4 раза с 2011 года, сообщили в Минфине на чтениях по проекту госбюджета на 2020 год.
В 2020 году доходы госбюджета по проекту составят 20,4 трлн руб. (18,1% ВВП). Далее ожидается их понижение: до 17,7% ВВП в 2021 году и до 17,2% в 2022 году. В ведомстве сообщили, что это связано в основном с понижением нефтегазовых доходов, причиной чего стало снижение нефтяных цен, что заложено в прогнозе и увеличением объема налоговых льгот нефтегазовым компаниям, передает РБК.
Глава департамента бюджетной политики Минфина Владимир Цибанов заметил, что налоговые льготы нефтяникам в 2011 году составляли 375 млрд рублей, а в 2019 году они составят 1,6 трлн. В основном эти льготы предоставляется автоматически, это связано с выработанностью месторождений. Льготы призваны сохранить добычу на стабильном уровне, пояснил Цибанов.
К 2033 году объем нефти, на который будут распространяться льготы, в РФ фактически удвоится и составит 90%, отмечал ранее глава налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он заметил, что бюджет в связи с этим недополучит на 2,3 трлн рублей больше.
Льготы позволяют нефтяникам наращивать прибыть, но они не увеличивают инвестиции в новые проекты. Сазанов отметил, что нефтяники расходуют средства на выкуп акций, выплату дивидендов, выплату займов, а не на разработку новых проектов.
В Минэнерго сообщили, что к 2035 году льготироваться будет 79% от всего объема добычи нефти. В ведомстве оспорили утверждение Минфина о выпадающих доходах казны. Замминистра энергетики Сорокин отметил, что льготы в 1 трлн рублей самоокупились и принесли в госбюджет 1,7 трлн рублей.
Ранее глава Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что льготы нефтяников не дают соизмеримого роста инвестиций. Она заявила, что льготы — это «инвестиции государства, а не преференции для избранных». Льготы целесообразны и могут предоставляться, лишь когда они дают реальную отдачу.
На днях стало известно, что ФНС возобновляет борьбу с серыми зарплатами на новой информационной базе. В российских условиях «теневой» сектор и «серые» зарплаты смягчают длящееся с 2014 года снижение доходов граждан и падение уровня жизни.
«Обеление» бизнеса повысит собираемость НДФЛ и отчислений в пенсионный и другие фонды. Но это неминуемо ударит по доходам людей, получающих «серую зарплату», отмечает экономический обозреватель Максим Блант. Работникам придется разделить с работодателями это бремя, и вместо нормальной и привычной «серой» зарплаты они получат «белую», которая будет меньше на ту ее часть, которую работодатель отдаст налоговой, считает экономист. Зарплаты в конвертах многие кампании платят, чтобы выжить при минимальной рентабельности, замечает он.
Новая кампания по борьбе за собираемость налогов — это лишь одна часть экономики РФ, отмечает экономист. Есть другая часть, которая уже имеет огромными налоговые преференции и борется с Минфином за получение новых — на освоение арктического шельфа.
Налоги «Роснефти» предоставят, а недополученные деньги Минфин «будет выскребать руками налоговиков из всей остальной, несырьевой части российской экономики», считает экономист.