КНР первый столкнулся с эпидемией, поэтому он служит важным ориентиром для тех, кто сегодня определяется со стратегией противостояния вирусу.
Но есть и иные поводы обратить на него внимание, считает экономист Владислав Иноземцев. Введя карантин и другие ограничительные меры, КНР нанес по своей экономике мощный удар, замечает он. Ранее эксперты по косвенным признакам (по загрязнению воздуха) предположили, что потребление энергии снизилось на 30–35%; авиатрафик упал на 70%, а продажи автомашин упали на 92%.
Итоги января-февраля говорят о падении промышленного производства на 13,5%, а инвестиций — на 24,5%. Экспорт понизился на 17,2%. В КНР веденный карантин охватывал менее 5% жителей страны.
Вскоре после публикации этой шокирующей информации китайское правительство заявило о падении числа новых случаев заражения, быстро сняло ограничения на передвижения и заявляет, что страна встала на путь восстановления экономики, пишет Иноземцев.Темпы роста с 2004–2007 по 2019 год снизились в 2 раза, с 12,1% в год до 6%.
Эти темпы сопоставимы с российскими: темпы роста с 2004–2007 гг. по 2013–2019 гг. также упали почти на 6% с лишним — с 7,6% до 1,0%. Китай в этой ситуации пытается опереться на себя — стимулировать спрос.
За 10 лет объем потребкредитования увеличился в 6 раз. Есть опасность, что последствия пандемии вскоре ударят по экономике: лишь в феврале, когда миллионы людей сидели по домам на карантине, просрочка по кредитам выросла на 50%, отмечает экономист. Он предполагает, что без новых массированных кредитных вливаний экономике КНР в условиях экономического спада в США и ЕС не восстановиться.
Иноземцев пишет, что эти обстоятельства очень важно учесть российской власти, разрабатывая программу спасения экономики РФ. Ситуация в России отличается от китайской, но снижение внешнего спроса на китайские промтовары у нас играет крах рынка углеводородов, а невозможность увеличить кредитования сопоставима с ограниченностью резервов, считает экономист.
Опыт КНР важен тем, что — в отличие от Америки и ЕС — власти увлеклись запретами значительно раньше, чем подумали о выработке эффективной экономической стратегии и не предложили серьезных бюджетных стимулов (как и в РФ, «помощь» преимущественно сводилась отсрочке налоговых выплат).
Поэтому по мере отступления болезни все больше людей поймут, что средств для ведения привычного образа жизни у них попросту нет. А российские власти вместо помощи гражданам и бизнесу, уже направили 323 млрд рублей на выкуп венесуэльского бизнеса и 242 млрд в помощь ВЭБу.
Российская ситуация во многом похожа на китайскую, пишет Иноземцев. Эпидемия у нас пока не сильно распространилась. Поэтому весьма вероятно, что медицинские последствия не будут катастрофическими, предполагает экономист. Но при этом экономические меры опаздывают и могут быть недостаточными, предполагает он.
Около 64% россиян не имеют накоплений; более 50% покупок недвижимости и около 70% продаж машин в 2019 году совершались с привлечением кредитных средств; выплаты по безработице в разы менее теряемых россиянами зарплат.
Россия, скорее всего, продемонстрирует неплохие результаты за начало года, и это только «укрепит решимость правительства не «заморачиваться» поддержкой населения, малого бизнеса и особо пострадавших отраслей до тех пор, пока масштабы катастрофы не станут очевидными».
В отличие от КНР в РФ карантины становятся повсеместными, а доля сектора услуг, по которому в основном бьет эпидемия, в ВВП России намного большо китайской. По мнению экономиста, в РФ пока не нужно видеть в эпидемии форс-мажор. Ее последствия скорее говорят о провале госполитики всех страна в области здравоохранения, ответа на ЧС, информировании населения и оказании экономической помощи пострадавшим отраслям, пишет экономист.
Закрытие границ, карантины — это последствия конкретных распоряжений властей, замечает экономист. В ЕС и США власти признали, что бюджет не «помогает пострадавшим», а возмещает нанесенные необходимыми мерами госрегулирования убытки. «Китайский (как и, судя по всему, российский) подход основывается как раз на том, что экономика «пострадала» от непредвиденной беды, и население и предприниматели «должны быть рады» любым послаблениям со стороны власти и любым ее подачкам», — предполагает Иноземцев.
Представлявшиеся рискованными меры финансового стимулирования, применяемые в США и ЕС, оказались эффективнее китайских или российских. Возможно, по окончании текущего кризиса Запад лишь увеличит отрыв как от индустриальных, так и от сырьевых экономик, предполагает экономист.
В некоторых странах власти проявляют необоснованную жестокость из-за карантина. Полицейские в Кении застрелили 13-летнего мальчика на его собственном балконе, когда патрулировали район, избивая всех встречных, сообщает "Царьград".
В Индии подозреваемых в нарушении карантина заставляют приседать и повторять «Мы — враги общества. Мы не можем сидеть дома», пишут "Известия". Группу мигрантов, вернувшихся из Дели домой, недавно обработали гипохлоритом натрия — дезинфицирующим средством, опасным для человека.