Продажа нефти марки Urals в КНР резко выросла.
Ценовое агентство Argus передает, что за 1-й квартал российские компании продали в Китай 4 млн тонн Urals, а в апреле — еще 2,1 млн тонн. В марте суммарный объем экспорта нефти всех марок из РФ в КНР возрос на 31% в годовом исчислении.
Россия почти догнала по экспорту нефти в Китай Саудовскую Аравию, продав 7 млн тонн, саудиты продали 7,2 млн тонн. Не исключено, что в апреле РФ уже опередила саудитов.
Стоит отметить, что основным сортом нефти, который продают в Китай, стал именно Urals, который в основном поставляли в Европу. Экспорт удалось нарастить в условиях снижения спроса на нефть в мире из-за эпидемии COVID-19. Рост спроса на российскую нефть в Китае объясняется удачной конъюнктурой на глобальном рынке и снижением потребления внутри РФ.
Почему же именно Urals так востребован на китайском рынке ? Аналитик Алексей Калачев отмечает, что КНР первым прошел через пандемию коронавируса, начал снимать ограничения и восстанавливать нефтепереработку. Поэтому снизившийся в феврале импорт сырой нефти в марте начал восстанавливаться. Эксперт также предполагает, что китайские потребители могли по выгодной низкой цене нарастить закупки и создать резервные запасы.
Еще одна причина состоит в налогообложении китайских НПЗ и ценообразовании на внутреннем топливном рынке. В Китае стоимость топлива на АЗС зависит от котировок нефти, но пока нефть стоит дороже 40 долларов за баррель.
Если нефть стоит дешевле, ценники на АЗС перестают менять, а прибыль НПЗ начинает увеличиваться. Поэтому цены на Urals в пределах 15-25 долларов за баррель были на руку китайским НПЗ для создания запасов.
Также российская Urals подходит для многих китайских заводов и производств по своим характеристикам. Ее не требуется разбавлять другими сортами нефти, что способствует снижению затрат на переработку сырья.
Еще одной причиной роста экспорта Urals в Китай стало снижение спроса на нее и в самой РФ, и в Европе. Согласно отчету Argus, по сравнению с первым кварталом 2020 года в апреле загрузка российских заводов понизилась на 430 тысяч баррелей в сутки. Эти объемы и были перенаправлены в КНР по выгодным для этой страны ценам.
При этом российскую нефть дешевле и удобнее экспортировать в Китай. Только по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан можно перекачивать 30 млн тонн нефти ежегодно. Сейчас резко подорожал фрахт нефтетанкеров, и трубопроводные поставки стали намного выгоднее и продавцам, и покупателям.
Цена на нефть снизилась, но цены на бензин остались прежними. Почему стоимость бензина в России никак не зависит от стоимости нефти? Власть закрепила цены на прежнем уровне, запретив импорт более дешевого топлива, чтобы крупные топливные компании понесли как можно меньше убытков, пишет в своем телеграм-канале экс-губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
«Вразумительного объяснения проводимой политике мы ни от кого не слышим. Ни от производителей ГСМ, ни от властей. И в этом нет ничего сверхъестественного. Власть действует в той же порочной для экономики и для жизни людей парадигме, что и раньше», — считает политик.
При этом звучат лицемерные слова: «Мы же должны поддерживать нашу энергетику, нашу нефтеперерабатывающую промышленность, это же наше всё сегодня». Но расплачиваться должен потребитель, как он расплачивался все последние годы и даже десятилетия, замечает Левченко.