Россияне уже давно начали уставать от агрессивной геополитической риторики властей, уже давно наметилось расхождение народной и путинской повестки.
Равнодушие людей к внешнеполитическим интригам президента растет, но было заметно задолго до эпидемии. Власть и общество все меньше понимают друг друга, их интересы и ценности все больше расходятся, отмечает политолог Татьяна Становая. Новый крупный кризис активизирует процессы, начавшиеся в 2017 году и усилившиеся после пенсионной реформы.
Эта ситуация сложилась, когда институты, которые должны регулировать отношения власти и граждан, уже не способны к этому, считает политолог. Основная политическая опора режима — «Единая Россия» — парализована, она потеряла способность заигрывать с протестными настроениями и обречена на неудачи, когда власть теряет поддержку широких масс. Ведь «ЕР» запрещено реально действовать и противоречить власти, считает политолог.
Системная оппозиция также не слышит запросы общества. КПРФ отмечает день рождения Ленина, ЛДПР защищает правительство и карантинные меры. Несистемной оппозиции по-прежнему запрещено право на дебаты с официальными лицами в СМИ.
«Безальтернативность Путина теперь сводится к навязанной дилемме: или как сейчас, или хуже. Но когда «как сейчас» становится невыносимо для все большего количества людей, любая альтернатива покажется надеждой», — считает политолог. Общество копит недовольство от последствий кризиса, и социально-политические последствия для власти неизбежны, полагает Становая. Их характер будет зависеть от масштабов и длительности кризиса, полагает она.
Потребность общества в альтернативах усиливается, а выбор — сужается. По этой причине власти вынуждены переходить от управления и конструирования внутренней политики к навязыванию решений сверху, пишет Становая.
Минимизируется участие даже самых лояльных кандидатов в выборах, избрание любого кремлевского назначенца все больше становится безальтернативным. Снова начались разговоры об отмене губернаторских выборов — так центральная власть хочет «обезопасить себя от последствий текущего кризиса и усилить административный контроль», полагает политолог.
Рейтинг президента утрачивает социологический смысл — сведение выбора до «простого за или против Путина не позволит власти понимать реальные настроения в обществе, предсказывать его поведение», пишет Становая. По ее мнению, РФ приближается к такому положению, «когда право решать будет окончательно отобрано у населения из-за того, что у власти просто не осталось политической воли и ресурсов убеждать».Коронавирус РФ победит, но при этом может оказаться побеждено и общество, предполагает Становая.
По ее мнению, власть перестает улавливать общественные настроения, утрачивает инструменты для обнаружения социальных проблем, становится слепой в ситуации разрушения политических институтов. Поддержка власти представляется должной, протесты — манипуляциями извне. По мнению политолога, все это повлечет ужесточение режима, завинчивание гаек, усиление прямого контроля над политическими процессами, выборами, всеми формами гражданской активности. При этом социальное недовольство начнет искать выход в новых условиях.
В РФ будут развиваться разнонаправленные тенденции, пишет Становая. Так, власти придется все сильнее закручивать гайки, но из-за растущей борьбы элит репрессии будут хаотичными и неразборчивыми. При этом будет расти количество точечных протестов, в основном неполитических, предполагает политолог.
По ее мнению, это наложится на растущее недовольство и активность региональных системных партий, что усилит «эрозию режима». Политолог считает, что нынешняя реальность такова, что Кремль уже вряд ли может что-либо гарантировать для себя в плане победы на грядущих выборах, только «если не свернуть в сторону полной китаизации».