Политолог Георгий Бовт считает, что Кремлю теперь стоит иначе строить отношения с Минском.
По его мнению, РФ стоит пересмотреть собственную политику относительно «союзной Белоруссии». Эксперт отмечает, что Лукашенко фактически сделал Москву заложником своей политики. Ранее он успешно шантажировал Кремль, пугая, что «уйдет на Запад». А сейчас он может начать шантажировать РФ угрозой «цветной революции», которой российские власти всерьез опасаются.
Кремль выступает исключительно против любых «цветных революций» у российских границ, а лидерам, пришедшим к власти в результате таких событий, не доверяет. Так, в Кремле не доверяют армянскому премьер-министру Николу Пашиняну, даже не смотря на то, что Армения — заведомо дружественная РФ страна, отмечает политолог.
При этом он задается вопросом — почему заранее не подготовиться к «цветной революции», наметив будущих партнеров и союзников? По мнению политолога, постоянной ошибкой российской политики была безальтернативная ставка на «первое лицо». Например, так было с Януковичем на Украине. То же самое происходит и в Белоруссии.
Ведь можно заранее работать с будущей элитой страны, в числе которой может быть и «альтернативная». Можно было бы наладить контакты с потенциальными лидерами страны, с теми, кто сможет прийти на смену Лукашенко, отмечает Бовт. Почему сейчас оба знаковых лидера — Тихановская и Цепкало — оказались одна в Литве, а другой в Польше, хотя изначально Цепкало выехал в Россию? Почему было не поддержать белорусского оппозиционера Цепкало, предоставить ему хотя бы офис? — спрашивает политолог.
Это можно было бы сделать хотя бы для того, чтобы дать Лукашенко понять, что он не незаменимый, без него можно прекрасно обойтись. К тому же можно было бы не спешить поздравлять его с «победой» на выборах после того, что он устроил с «вагнеровцами» и его антимосковской риторики.
Следовало бы приложить усилия к тому, чтобы экономическая зависимость от России режима Лукашенко трансформировалась в большую политическую лояльность с меньшими капризами и сюрпризами, считает Бовт.
«Теперь же, если режим Батьки в обозримом будущем падет — а такой вариант исключать нельзя, — в наших отношениях с до сих пор дружески настроенной к нам страной может произойти примерно то, что произошло в отношениях с Украиной», — размышляет политолог.
Мог ли Лукашенко победить на выборах без масштабных фальсификаций? Технологически, данная задача была вполне решаемой, хоть и сложной, считает политолог Илья Гращенков. Конечно, реальный рейтинг действующего президента не известен. Проправительственный центр «Ecoom» давал прогноз 72,2% за Лукашенко и 10% за всех остальных. Интернет опросы давали 49% за Бабарико, 22,3% за Тихановскую, 11,3% за Цепкало и всего 3,4% за Лукашенко. Уличный «Народный опрос» давал 21,5% за Лукашенко и 67,6% за Тихановскую.
Если предположить, что хотя бы 15% рейтинга у белорусского главы было, то вытянуть победу с результатом 51-52% было бы возможно. Однако победа с красивыми цифрами 80,08% — заставляет усомниться в реальности результата, как и средства ее достижения, отмечает политолог.