Журналист издания Znak. com Игорь Пушкарев оценил уровень протестной активности в России и действия соратников Навального.
Один из лозунгов протестов 23 января «Отпускай!». «Будь я по ту сторону, то обязательно переспросил бы нас, протестующих: «А то что?» — пишет Пушкарев. По его мнению, четкого ответа на этот вопрос никто бы не дал. Не отвечают на него и оставшиеся на свободе соратники оппозиционера.
А вдруг не выпустят Навального из СИЗО, возбудят новое уголовное дело, отправят в тюрьму, и что, рассуждает журналист. Осмелится ли кто-нибудь указать путь — как именно в таких обстоятельствах освободить Навального, задается вопросом Пушкарев.
А нужно ли требовать освобождения оппозиционера сейчас и почему только его, а как же другие политзаключенные? «Не попахивает ли очередным вождизмом?» — рассуждает журналист. Возможно, следует решать вопрос о смене политической парадигмы в России и постараться вернуть власть народу, который уже и освободит Навального вместе с другими политзеками, предполагает журналист.
Какие сейчас существуют варианты выхода из тупика? Можно представить, что Путин покинет президентский пост. Люди, вышедшие на протесты, понимают, что необходимы изменения. Но их очень мало в масштабах страны. Большая часть россиян либо не понимают этого, либо не разделяют этой точки зрения, пишет Пушкарев.
Установится новая диктатура либералов, и снова меньшинство определит, как жить большинству? В России это уже не раз случалось: в 1917, в 1991, в 1993, в 1998–1999 годах. «Может, хватит бегать по кругу?» — замечает журналист.
По его мнению, обществу снова предлагают «примитивную и умозрительную модель будущего» в том духе, что не будет Путина — и выборы сразу станут честными, коррупция исчезнет, бизнес станет развиваться. «Я не верю, что после Путина не появится новый Путин», — считает Пушкарев.
Чтобы этого не произошло, требуется четкая программа действий и немало усилий по разъяснительной работе на местах. Этого Навальный и его соратники не делают.
По словам журналиста, исторический опыт России подсказывает, что «ни последовательности, ни упорства победившие народные массы в себе не обнаружат». Велика вероятность того, что люди снова начнут «уповать на простые решения, на мудрость очередного вождя и на ручное управление». Снова произойдет персонализация власти, колесо страданий в РФ сделает новый оборот, и все опять пойдет по веками устоявшемуся кругу, предполагает Пушкарев.
Писатель Дмитрий Быков замечает по поводу протестов 23 января следующее: «Навальный, хотя и фигура чрезвычайно яркая, но не консенсусная. Сейчас лозунг один: Навального нельзя было сажать. Человек был отравлен — доказано отравлен — чудом выжил и добровольно прилетел сюда. А его взяли и посадили, совершенно грубо и бездоказательно. Во ФСИН же не хотели, чтобы он в коме ходил — отмечался? Значит, люди вышли против явного и откровенного беззакония. Это не за Навального. Это пока все еще о методологии: нельзя так себя вести с людьми».
«В толпе есть ощущение довольно жесткой насмешки над происходящим, насмешки над огромным количеством ОМОНа, при полном понимании ситуации с обеих сторон. Общее чувство было, как ни странно, уверенности. Не было вибраций страха — было ощущение людей, которые вышли погулять по своему городу и имеют на это право. Выход на улицу сейчас сам по себе — довольно вызывающий акт», - оценил писатель настроения протестующих в Москве.