Руководитель проектов исследовательской группы "Петромаркет" Николай Баранов назвал основные причины перебоев с топливом в российских регионах.
По словам эксперта, сложности возникли в связи с логистическими накладками и отсутствием разницы между оптовыми и розничными ценами. Баранов пояснил, что сложности с логистикой обусловлены высокой загруженностью железнодорожной инфраструктуры. Из-за этого сроки поставок были вынужденно увеличены, что нарушило привычную их периодичность.
Сходство оптовых и розничных цен для заправок интегрированных нефтяных компаний привело к тому, что частные АЗС вынуждены приостанавливать торговлю или повышать цену на несколько рублей по сравнению с АЗС ВИНК. Названные причины и сезонный всплеск спроса и привели к тому, что ряд розничных АЗС в российских регионах остались без топлива.
Николай Баранов отметил, что решение такого рода проблем лежит в сфере регулирования демпфера. Рост выплат по нему повлек за собой снижение оптовых или рост розничных цен и нивелировал существующий диспаритет.
Эксперт отметил, что россияне могут не беспокоиться о дефиците топлива: перебои на заправках носят временный характер и проблем с наличием бензина и другого топлива в России нет. Актуальные запасы бензина и дизельного топлива в России превышают таковые в 2022 году. Так, запасы бензина увеличились на 4,4%, а дизельного топлива - на 23 процента.
Баранов отметил, что и производство топлива увеличилось по сравнению с показателями годом ранее: в 2023 году в России произвели бензина и дизельного топлива на 4,4 и 4,8% больше.
На дефицит топлива в конце лета жаловались преимущественно южные регионы России. Они также отмечали рост цен. Представители Минэнерго заявили, что производство нефтепродуктов на сегодняшний день является достаточным для полного удовлетворения спроса внутри страны. В ведомстве отметили, что при нем работает, который занимается контролем бесперебойного обеспечения топливом всех российских субъектов.