Специалист Финансового университета Иван Петров разъяснил ситуацию с розничными ценами на дизельное топливо.
Петров отметил, что оптовики оперативно отреагировали на государственные меры по регулированию экспорта нефтепродуктов и снизили цены, а вот розничные продавцы не спешат делать аналогичный шаг. По словам эксперта одной из причин является наличие на рынке большого количества премиального топлива и неготовность владельцев АЗС продавать в том числе и рядовые сорта.
Эксперт пояснил, что розничные сети не рискуют выставлять более экономичное топливо наряду с премиальным, поскольку опасаются реакции покупателей. Петров отметил, что многие воспринимают более доступный по цене дизель как некачественный, избегают его покупки. Кроме того, эффект от использования премиальных сортов может быть заметен лишь в перспективе и польза от такого топлива неочевидна.
По словам специалиста, людям, с одной стороны, сложно платить деньги за продукт, который не дает результата в моменте и высок по цене, а с другой стороны - на фоне более дорогого продукта дешевый воспринимается как некачественный, в случае с дизельным топливом - разбавленный.
Петров отметил, что регуляторам было бы целесообразно использовать биржевую торговлю как инструмент для стабилизации рынка. Он заявил, что если бы власти на нюансы торгов на товарно-сырьевой бирже Санкт-Петербурга, то можно было бы избежать ситуации со скачком цен на нефтепродукты.
Рост цен на все виды топлива прошлым летом стал беспрецедентным. После ввода запрета на экспорт бензина и дизеля и последовавшей за ним корректировки демпфера, цены на нефтепродукты обвалились на 30%. Петров отметил, что в сложившихся условиях одним из факторов, регулирующим цены на топливо, может стать курс рубля.