Европейцы только начинают осмыслять предложения Дмитрия Медведева по укреплению безопасности в Европе. В МИД России предупреждают: процесс будет сложным.
ОБСЕ всерьез отнеслась к предложениям России по укреплению безопасности в Европе. По мнению МИД России, это стало главным итогом 16-го заседания министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, состоявшегося в начале декабря в Хельсинки. В российском дипломатическом ведомстве уверены: процесс сдвинулся с мертвой точки, хотя быстрых решений ждать не приходится. «Идея новая, она обсуждается, осмысляется, происходит это не быстро, -- рассказал во вторник директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимир Воронков. -- Но ни одно из государств против инициатив президента Дмитрия Медведева не выступило. Более того, Греция, которая в будущем году председательствует в ОБСЕ, планирует предпринять определенные шаги по укреплению европейской безопасности в контексте инициатив Дмитрия Медведева. Греки готовы созвать встречу высокого уровня для этой темы в рамках ОБСЕ».
По словам высокопоставленного чиновника, «обсуждение показало, что идеи Медведева вызывают в Европе большой интерес». В качестве иллюстрирующего примера Воронков привел такой факт: на саммит в Хельсинки съехались 51 министр иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. «Пожалуй, впервые в истории ОБСЕ в саммите участвовало столько первых лиц МИД. Обычно государства делегируют на такие встречи чиновников в ранге заместителей министров иностранных дел», -- рассказал директор общеевропейского департамента МИФ РФ.
Дипломат напомнил, что на саммите в Хельсинки впервые была озвучена официальная реакция европейских государств на предложения российской стороны. «Речь идет о согласованном документе -- договоре о европейской безопасности. Мы считаем, что такой договор должен удовлетворять нескольким принципам, -- пояснил Воронков. -- Никто из его участников не вправе обеспечивать собственную безопасность за счет других стран. Договор открывает возможность для разработки инструментов обеспечения европейской безопасности. Предметом договора также может стать контроль за вооружениями, выработка единого подхода в области предупреждения и урегулирования региональных конфликтов».
«Конечно, у некоторых наших партнеров в Европе есть сомнения: а стоит ли изобретать что-то новое, учитывая имеющиеся инструменты обеспечения международной безопасности, -- признал Воронков. -- Но дело в том, что в 90-е годы прошлого века были нарушены некоторые принципы так называемой твердой безопасности. Я имею в виду применение НАТО силы в Югославии без санкции Совбеза ООН и последующее отделение Косова». В этом свете, считает представитель МИДа, предложения России о создании новых международных инструментов, обеспечивающих безопасность в Европе, «представляются очень актуальными». «Мы предлагаем рассматривать вопросы европейской безопасности не только в военно-политическом, -- добавил Воронков, -- но и в гуманитарном измерении. Начинать же обсуждение надо с тех вопросов, которые имеют для Европы приоритетное значение».
Воронков подчеркнул, что ОБСЕ не является единственной площадкой, где происходит обсуждение проблем европейской безопасности. «И ОБСЕ, и НАТО, и Евросоюз, и другие международные организации могут внести свой вклад в эту дискуссию, -- предположил дипломат. -- Для нас же главное, чтобы понятие безопасности на европейском пространстве было неделимым, общим для всех и контролировалось общими инструментами».
Размещение в Восточной Европе третьего позиционного района ПРО США в МИД России считают нарушением всех существующих норм и правил европейской безопасности. Хуже всего в этой ситуации то, что «решение о размещении в Чехии и Польше глобальной ПРО было принято США в одностороннем порядке, без учета мнения Российской Федерации и стран Евросоюза», пояснил Воронков. «И мне кажется, что реализация инициатив Медведева позволила бы странам Европы избегать подобных ситуаций в будущем», -- добавил он.