Один из проектов по реструктуризации «АвтоВАЗа» предусматривает выпуск с конвейеров завода автомобилей под брендами Renault и Nissan, рассказал Infox.ru директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов. В Тольятти могут собирать Nissan Cube и Micra III.
Проект вывода на конвейер «АвтоВАЗа» моделей Renault и Nissan находится «в стадии рассмотрения», сказал Алексей Рахманов Infox.ru.
По словам Алексея Рахманова, программа реструктуризации «АвтоВАЗа» ничем не будет отличаться от подобных программ в отношении «любого другого предприятия». «Речь идет об оптимизации производственных процессов, о сокращении издержек, об обновлении модельного ряда, который необходим для успешной работы на рынке», -- поясняет директор департамента.
Оптимизация численности сотрудников неизбежна, полагает он. Чиновник уверяет, что она будет заключаться «в сокращении работающих пенсионеров и выводе непрофильных активов».
Но лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев рассказал Infox.ru, что «рабочие слышат о том, что составляются списки кандидатов на увольнения, в которые входят не только пенсионеры, но и сотрудников работоспособного возраста». Точных планов администрации в профсоюзе не знают. «Все программы сейчас обсуждаются и принимаются без участия представителей профсоюза «Единство», хотя Владимир Путин заявил, что профсоюзы должны участвовать в обсуждении», -- замечает профсоюзный лидер.
По его словам, непрофильных объектов АвтоВАЗа, которые могут вывести с баланса предприятия, 17. К ним относятся такие объекты, как бассейн «Олимп», стадион, дворец спорта, комплекс общежитий АвтоВАЗа. «Руководство нам сказало, что готово передать общежития в муниципальную собственность, но процедура перевода очень длительная, а гарантий никаких нет, -- возмущается Петр Золотарев. -- Работники требуют приватизации этих помещений, а у нас заканчивается срок приватизации в марте 2010 года. Вот они дотянут до момента, когда приватизировать их будет невозможно. А пока обещают: вот-вот передадим».
По словам президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова, автомобили совместного с Renault и Nissan производства могут сойти с конвейера «АвтоВАЗа» уже в 2012 году, если будут выполнены договоренности о сроках, объемах и долевом участии в финансировании строительства новой производственной линии.
«В ближайшее время «АвтоВАЗ» намерен начать реконструкцию одной из линий главного конвейера под производство новой модели», -- сообщили Infox.ru в пресс-службе «АвтоВАЗа». А общий объем инвестиционной программы -- 42 млрд руб. Один из вариантов сокращения долга «АвтоВАЗа» -- вхождение банков-кредиторов в капитал предприятия.
По словам представителя пресс-службы, «АвтоВАЗ» сконцентрирует усилия на реализации проектов R90 и F90 (пяти- и семиместные универсал и фургон, сейчас выпускаются под брендами Logan MCV и Van), автомобиля на базе платформы В0 (на ней сконструированы Nissan Cube и Micra III, а также Renault Clio III, Modus и Sandero) и автомобиля низкой ценовой категории.
По словам аналитика ИК «Атон» Юлия Матевосова, «единственная дорога для «АвтоВАЗа» -- это использование иностранных технологий и платформ для выпуска конкурентоспособной машины, будет ли это под брендом Renault или АвтоВАЗ-Renault -- не важно».
«То, что сейчас происходит на «АвтоВАЗе», жалкое зрелище, -- сетует эксперт. -- Площадка у завода большая, там многое можно делать, но главное -- делать».
В понедельник «АвтоВАЗ» опубликовал полугодовую финансовую отчетность по международным стандартам. Согласно отчетности, продажи на внутреннем рынке за шесть месяцев упали на 49%, выручка – на 46 %. При этом снижение издержек происходило более медленно – себестоимость производства упала лишь на 40 %. Расходы, связанные с простоем производства, оцениваются в 5,7 млрд руб. Финансовый долг «АвтоВАЗа» за полгода увеличился на 9,8 млрд руб.
«То, что «АвтоВАЗ» объясняет свои проблемы ссылкой на кризис, неубедительно, -- уверен Юлий Матевосов. -- Все российские автопроизводители столкнулись с кризисом, но далеко не у всех проблемы такие же, как у «АвтоВАЗа». Даже ГАЗ, столкнувшийся с большими проблемами, переживает кризис достаточно успешно. Или «Северстальавто» (Sollers), которая тоже успешно действует на рынке. Пример последнего как отечественного производителя иностранных автомобилей, на мой взгляд, может быть воплощен и на «АвтоВАЗе», и даже локализация производства на нем может быть еще глубже, чем у Sollers».
Юлий Матевосов убежден, что «рынок будет готов воспринять новые модели «АвтоВАЗа», поэтому у предприятия есть перспективы».