Возможное банкротство «АвтоВАЗа» и слухи о массовых сокращениях на предприятии обвалили цены на квартиры в Тольятти. Люди пытаются обменять свое жилье на квартиры в Самаре.
Цены на квартире в Тольятти с начала года упали в несколько раз, тогда как стоимость вторичного жилья в целом по России уменьшилась лишь на 16,41%, а новостроек -- на 13,51% (по данным Ассоциации строителей России и Союза инженеров-сметчиков, подготовленным в конце сентября).
«Тольятти никогда не был дешевым городом. Но сейчас цены обвалились в три раза по сравнению с тем, какими они были до проблем на «АвтоВАЗе», -- говорит менеджер Ирина, посетившая город на днях. -- Однокомнатная квартира выставляется на продажу за 800 тысяч рублей».
«На тольяттинский рынок недвижимости напрямую влияет ситуация на «АвтоВАЗе», потому что весь город, собственно, и держится на «АвтоВАЗе», – подтверждает директор риэлтерского агентства «Волжский проспект» Евгений Усов. – Цены на квартиры снизились почти в два раза. Конечно, основную роль в этом падении сыграла общая экономическая обстановка, сложившаяся из-за кризиса, но думаю, что ситуация на «АвтоВАЗе» добавила к спаду процентов 5-10%»
По словам генерального директора агентства недвижимости «Инвестиционные технологии» Олега Семенова, двухкомнатная квартира улучшенной планировки площадью 60 кв. м в декабре 2008 года стоила 2,6 млн рублей, а сейчас подешевела до 1,7 млн.
По свидетельству управляющего директора риэлтерского агентства «Финансовая линия», президента Тольяттинской гильдии риэлтеров Алексея Журавлева, в последнее время появилось много желающих продать жилье в Тольятти и купить в Самаре. «Как вы сами думаете, эта тенденция связана с «АвтоВАЗом»? – спрашивает эксперт. – Я думаю, что связана». По его словам, «основным типом клиента на рынке аренды в Самаре уже летом был одинокий трудоспособный мужчина из города Тольятти. «То есть большинство приезжих в Самару – это именно тольяттинцы», – делает вывод Алексей Журавлев.
Директор тольяттинского агентства недвижимости «Триэл Сервис» Елена Гусева отмечает небольшое увеличение спроса на однокомнатные квартиры эконом-класса в последние месяцы, но связывает его с оживлением ипотечного кредитования, которое было парализовано в городе в течение года. «Насколько устойчивым окажется этот рост, я не знаю, – признается она. – Очень многое, конечно, зависит от завода, потому что это градообразующее предприятие. Если сейчас начнутся бешеные сокращения, тогда не знаю, что будет твориться на городском рынке недвижимости».
По состоянию на начало июля объем задолженности «АвтоВАЗа» достиг 53 млрд рублей. Чистый убыток по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 млрд рублей против чистой прибыли в 1,49 млрд рублей в первом полугодии 2008 года. Выручка компании снизилась в более чем два раза и составила 40,22 млрд рублей, в частности, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%. Лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев рассказал Infox.ru, что в городе и среди рабочих «АвтоВАЗа» циркулируют слухи, что на заводе «составляются списки кандидатов на увольнения, в которые входят не только пенсионеры, но и сотрудники работоспособного возраста».
Еще весной правительство приняло решение выделить «АвтоВАЗу» из бюджета помощь в объеме 25 млрд рублей. Затем правительственные чиновники не раз заявляли, что госпомощь может быть продолжена. Недавно о поддержке «АвтоВАЗа» со стороны государства сообщил министр финансов Алексей Кудрин.
По словам Кудрина, в 2010 году правительство может оказать автопрому помощь в виде госгарантий. Однако он подчеркнул, что выдача денег будет зависеть от успехов в реформировании предприятия. «Дальнейшая поддержка государством «АвтоВАЗа» будет строго и жестко увязана с дальнейшей реструктуризацией компании. Наша помощь должна быть ограниченной, точечной», -- сказал министр.
В августе предприятие отчиталось за расходование государственных средств. По сообщению пресс-службы компании, свыше 8 млрд рублей направлено на погашение кредитов от Сбербанка и ВТБ, еще 6 млрд -- на исполнение обязательств перед контрагентами. Средства также пошли на выплату зарплаты сотрудникам и исполнение налоговых обязательств. Сейчас чиновники и менеджмент «АвтоВАЗа» не исключают проведения предприятия через процедуру банкротства.