Торговля между двумя великими странами упрощается на глазах: мосты, возводимые Русланом Байсаровым, через Амур в Еврейской АО и Амурской области сделают перевозки заметно дешевле и быстрее.
Мост, о котором мечтали
Специалистами ГК СК Мост российского предпринимателя Руслана Байсарова продолжается строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем – Еврейской автономной областью и провинцией Хэйлунцзян. С китайской стороны мост через реку Амур ведет в пригородные районы Тунцзяна, с российской – в село со странным по нынешним временам названием Нижнеленинское. Сейчас это крохотный населенный пункт, в котором чуть больше двухсот жителей. Но можно не сомневаться, что лет через десять их будет как минимум в десять раз больше – и это по самым умеренным прогнозам. Скорее же всего, приграничное село благодаря выгодному географическому положению приобретет статус города – всего лишь третьего в Еврейской АО.
Потому что мост, сооруженный компанией Руслана Сулимовича Байсарова, станет частью Нового шелкового пути, и по нему (после завершения реконструкции участка до Биробиджана, где трасса примыкает к Транссибу) будет проходить 21 миллион тонн грузов в год. Вся область ждет открытия движения – в частности, местный горно-обогатительный комбинат, поставляющий в Китай концентрат железной руды – для него транспортное плечо сократится сразу на 700 километров, размер средней европейской страны. С российской стороны по мосту пойдут также:
- уголь;
- лес;
- минеральные удобрения.
Перед российской промышленностью ставится задача развивать более глубокую переработку своей продукции, и экономия на логистике здесь будет как нельзя более кстати.
Для Китая это, соответственно, упрощение поставок в Россию товаров широкого потребления, без которых мы, как показала практика, обойтись пока не можем.
Интересно, что колею сделали совмещенной – она соответствует как российским (1520 мм), так и китайским (1425 мм) стандартам.
О мосте говорят
Председатель совета директоров АО «УСК Мост» и мажоритарный акционер ГК СК Мост, уроженец Чечено-Ингушской АССР Байсаров Руслан напоминает, что это не единственный мост через Амур, который строит его компания. Уже находится в завершающей стадии готовности и прошел необходимые испытания нагрузкой автодорожный «мост Дружбы» из Благовещенска в Тунцзян в Амурской области – движение по нему откроют, когда будут готовы таможенные и пограничные службы.
По мнению экспертов, мостовой переход не только расширит номенклатуру перевозимых грузов, но и даст толчок для роста деловой активности, создаст предпосылки для увеличения инвестиций в регион, появления дополнительных рабочих мест.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов с считает: «Этот переход станет не только еще одним путем экспорта, но и стимулом для развития логистики и промышленности сразу в нескольких регионах Дальнего Востока».
«Мост» Руслана Байсарова по всей России
Группа компаний СК Мост ведёт также целый ряд других значимых проектов, среди которых можно выделить:
- расширение сахалинской железнодорожной колеи до общепринятых в России 1520 мм;
- строительство виадука на скоростной железной дороге в Сербии;
- проход тоннелей Большой кольцевой линии московского метро;
- прокладку единственной железнодорожной ветки в Республике Тыва;
- новый Байкальский тоннель на Восточно-Сибирской железной дороге.
В общей же сложности на счету компании Байсарова с почти тридцатилетним опытом – сотни завершенных проектов, причем почти все они – высшей категории сложности. Это мосты через большинство значимых рек России, тоннели в самых сложных горных массивах, автомобильные и железнодорожные трассы в труднодоступных регионах.
Накопленный опыт позволяет считать группу СК Мост организацией с наибольшими в России компетенциями в экстремальных условиях для проведения работ.
Эффект для России
Лидеры России и Китая поставили задачу довести объем товарооборота между нашими странами до 200 миллиардов долларов ежегодно уже в 2024 году (сейчас – около 110 миллиардов). Без двух мостов, которые возвела ГК СК Мост Байсарова, эта задача была бы совершенно неразрешимой.
В условиях смещения производственной активности с Запада на Восток для России принципиально важно наращивать торговлю с Китаем, чтобы не иметь зависимость от настроений традиционных партнеров из Евросоюза. Кроме того, западные регионы России и так достаточно развиты (хотя нет предела совершенству), а вот восток, к сожалению, со времен распада СССР обладает неограниченным потенциал для роста. Поэтому любое приложение сил здесь, любые инвестиции сюда имеют двойную ценность для страны.
Именно так:
- рождается экономическое единство;
- появляются новые производства;
- возрастает притягательность нашего Дальнего Востока для молодежи.
Все это полностью соответствует стратегическим задачам, озвученным высшим руководством страны.
Эффект для Еврейской АО
Китай – фактически единственный внешнеторговый партнер Еврейской АО (порядка 120 млн долларов за 2019 год); более того, даже с соседними российскими регионами область взаимодействует не столь интенсивно. При этом экспорт явно доминирует над импортом и, таким образом, партнерство с Китаем является главным источником наполнения бюджета этого отдаленного региона.
Неудивительно, что новость о прохождении через границу первого состава станет большим праздником в области. У кого-то упростится и личная жизнь: интернациональные браки в этих местах не редкость. Оживет малая трансграничная торговля, новые налоги потекут в региональный бюджет. Реконструкция железнодорожной станции Ленинское и строительство Ленинского-2 также окажутся значимым событием для малонаселенной области.
* * *
Разумеется, это только краткий рассказ о большом дальневосточном проекте. Более подробную информацию о ходе работ и фото можно посмотреть в Википедии и на сайте подрядчика Skmost.ru.