Пока похоже на то, что с такси в стране будет хуже.
РБК Autonews поговорил с экспертами о работе таксопарков, заработке водителей и проблемах, которые проявляются уже сейчас.
Стоимость аренды автомобилей растет, а почти все машины такси в Москве арендные, говорит основатель телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов. ОСАГО для такси, принадлежащего юрлицу, стоит в среднем 45-55 тысяч рублей. А в апреле, со вступлением в силу нового коэффициента бонус-малус, вырастет до 100 тысяч.
Гендиректор компании megaTaxi Ильдар Бедретдинов отмечает, что компании с небольшим парком — на грани выживания. ОСАГО для такси обходится существенно дороже, чем для обычных легковых машин, и тарифы повышаются. А КАСКО для небольших автопарков станет неподъемным.
Сильно подорожало обслуживание автомобилей: некоторые запчасти стали дороже на 100-400%. В начале прошлого года аренда машины в хорошем состоянии для тарифа эконом обходилась водителю в 1100-1400 рублей в сутки. А сегодня такая стоит минимум 1600-1700 рублей, приводит Максимов.
При резком повышении цен машины начнут простаивать, отмечает Бедретдинов, от них просто будут отказываться. У крупных автопарков уже есть простои, поэтому они стараются держать низкую цену на аренду, чтобы оплачивать хотя бы лизинг. Если крупные таксопарки будут удерживать цены, небольшим придется просто уйти с рынка.
Вследствие происходящего неминуемо упадет уровень сервиса и ухудшится состояние автомобилей в таксопарках, отмечает Бедретдинов. Многие таксопарки уже ищут комплектующие для ремонта на разборках и вторичном рынке запчастей.
Требования к автомобилям у «Яндекс.Такси» слишком высокие, и водители не могут перейти на более высокие классы. При этом люди, готовящие классификатор, не очень хорошо разбираются в автомобилях, отмечает Максимов. Он надеется, что в этом году требования к авто заморозят.
Бедретдинов приводит одно из требований «Яндекса»: в тарифе эконом машина должна стоить не менее 600 тысяч рублей. Еще пару месяцев назад за эти деньги можно было взять машину 2014-2015 года выпуска в хорошем состоянии, но что можно сейчас найти на эти деньги? Эксперт предполагает, что такая ситуация приведет к расцвету нелегального частого извоза и появлению новых агрегаторов с более низкими требованиями к машинам. Возможно, это создаст конкурентную среду, и «Яндекс.Такси» перестанет быть монополистом.
Таксисты меняют работу, отмечает Максимов. Многие ИП-шники с собственными машинами уже ушли, потому что расходы на обслуживание стали слишком высокими. Кто-то устроился водить общественный транспорт, а кто-то даже ушел в Росгвардию, рассказывает эксперт. Время простоя без заказов увеличивается: в тарифе эконом уже приходится ждать по 20 минут и более, а в «комфорте» — иной раз час. Количество заказов падает.
По словам Бедретдинова, заработок таксистов не увеличился. «Яндекс.Такси», например, так и берет с них 30% комиссии за поездку. А если водитель хочет работать в конкретном районе и не уезжать из него, то комиссия вырастает на 5%.