И как это лучше сделать.
Автомобили в России дорожают, причем и новые, и подержанные. Ряд автопроизводителей покинул российский рынок или приостановил поставки в страну, машин стало меньше. Россияне стали реже покупать авто. В апреле 2022 года в России продали на 78% машин меньше, чем в апреле 2021. В мае 2022 года — на 83% меньше, чем в мае прошлого года. Даже в пандемию такого спада не было.
А если кто-то из россиян и рассматривает сейчас оставшиеся в стране предложения, то сталкивается с пугающе возросшими ценами — в среднем на 25% на новые автомобили. Автомобилей б/у тоже предлагается меньше и они тоже подорожали. Выход один — покупать машину за рубежом.
«Финтолк» поговорил об этом с экспертами: аналитиком сайта «Дром» Алексеем Гришиным, автоэкспертом Петром Бакановым и гендиректором автосалонов Fresh Auto Денисом Мигалем.
Автомобили из каких стран становятся в России популярными
Российские автодилеры, по словам экспертов, настолько поднимают цены на новые машины, что они получаются в 1,5 дороже, чем те же машины из европейских стран. К тому же на зарубежном рынке можно найти новинки, которые ждали некоторые россияне, и которых в России нет.
Баканов отмечает, что вместо нового «китайца», который стоит 3 млн рублей, можно за ту же стоимость привезти из Европы трех-пятилетний хетчбэк гольф-класса или кроссовер.
Растет интерес россиян и к подержанным японским авто — с февраля 2021 года спрос на них вырос на треть. Импорт японских машин может вполне спасти нынешнюю ситуацию на российском авторынке при условии, что доллар останется на текущем уровне, или если таможенные пошлины будут в рублях. Сейчас во Владивостоке с автоаукциона из Японии можно купить кроссовер Volvo XC60 2018-2019 года за 1,8-1,9 млн рублей.
Мигаль приводит, что сейчас можно купить на 3 млн рублей. В России — Hyundai Creta. А в Арабских Эмиратах — Mitsubishi Pajero Sport, Chevrolet Captiva, Toyota RAV4.
Европа и Япония — это сейчас самые популярные и понятные для россиян варианты. За ними идут ОАЭ, США и Южная Корея.
Эксперты, говоря о покупке машины за границей, прежде всего имеют в виду подержанные авто. Вот почему.
Почему лучше покупать за границей б/у автомобили
- В некоторых европейских странах, например, в Германии, есть сложности с продажей новых автомобилей иностранцам.
- В Европе новые машины облагаются таможенными ставками, а это плюс 48-54% к стоимости.
- Перегон машины, комиссия и растаможка — это дополнительны расходы. Если машина б/у, итоговая сумма получится более «удобоваримой».
Если стоит задача купить именно б/у автомобиль, то надежнее и выгоднее везти его из-за границы, даже с комиссиями и оплатой услуг посредника, говорит Баканов. Потому что:
- В России нет уголовной ответственности за скрутку пробега. Это позволяет недобросовестным продавцам обманывать покупателей.
- Российские перекупщики некачественно ремонтируют подержанные авто. Зачастую стараются добиться визуального эффекта, используя самые дешевые запчасти. В итоге выглядит машина хорошо, но что с ней будет дальше, продавца не волнует, отмечает эксперт.
- Во многих зарубежных странах лучше, чем в России, развит и централизован институт данных по машине.
- В России более суровые условия для эксплуатации авто: холодные зимы, плохие дороги, много пыли, реагенты и прочее. Из-за этого у российских подержанных машин чаще встречаются проблемы с подвеской и кузовом.
- Сейчас, если брать в общем, пятилетняя б/у машина в России стоит столько же, сколько в Европе. При этом в Европе можно найти авто с меньшим пробегом и более дорогой комплектации, эксплуатировали европейскую машину в более мягких условиях, история у нее более чистая.
Как привезти машину из-за границы
Можно сделать это самому, но придется потратить много времени и самому проходить бюрократические процедуры. Чаще покупатели авто обращаются за услугой к посредникам. Одни привозят машины из-за границы «под ключ», другие занимаются только таможенным оформлением.
Вот что может сделать посредник:
- подобрать и купить машину под потребности клиента, если это авто из Европы;
- если из Японии — выкупить машину на аукционе;
- договориться с транспортной компанией;
- доставить авто до таможенного склада;
- заполнить таможенные декларации;
- собрать и предъявить пакет документов;
- установить «Эра-Глонасс»;
- пройти растаможку;
- вручить машину покупателю.
Сколько стоят услуги посредника? В среднем цена варьируется от 50 до 250 тысяч рублей. Например, доставка машины из ОАЭ может стоить 160 тысяч рублей плюс 17-34 тысячи за услуги брокера для быстрого прохождения таможни.
Привезти из-за границы BMW 530d 2019 года будет стоить, с учетом всех дополнительных процедур, до 3,7 млн рублей, говорит Мигаль. В России такой обойдется в 4-5 млн рублей.
Какие сейчас есть подводные камни в доставке машины из-за рубежа
- Пока курс низкий, ажиотаж усилился, поэтому доставку машины приходится ждать дольше — 2-3 месяца. При этом пошлина в РФ оплачивается в валюте. За эти месяцы курс может подскочить, и тогда конечная стоимость машины тоже возрастет.
- Из-за риска заморозки денежных переводов многие посредники растамаживают авто не в России, а в Беларуси или Казахстане, затем оформляют на них российский ПТС. Из-за этого машина идет дольше, и цена доставки возрастает.
- Для зарубежных машин может быть сложно найти запчасти в России.
- Есть риск нарваться на посредника-мошенника. Поэтому нужно обращаться за услугой только к проверенным компаниям, которые работают не первый год, чье имя на слуху, о которых говорят СМИ. Искать посредника лучше по «сарафанному радио», также можно обратиться за советом к автоподборщикам.