Включить в печать
опубликовано 1 сен ‘09 18:41

Польша пыталась развалить СССР

текст: Екатерина Кожевникова/Infox.ru
Служба внешней разведки России обнародовала ранее секретные документы, раскрывающие планы Польши перед началом второй мировой войны. Материалы свидетельствуют о том, что Польша препятствовала созданию антивоенных коалиций и пыталась спровоцировать национальные революции внутри СССР.

1 сентября Служба внешней разведки России рассекретила архивные документы, касающиеся польской политики накануне и во время второй мировой войны. Материалы, более 70 лет остававшиеся закрытыми для исследователей, объединены и выложены для открытого доступа на сайте информационного агентства РИА «Новости».

Составитель сборника генерал-майор СВР России Лев Соцков пояснил, что опубликованные документы (донесения советских разведчиков, телеграммы польских послов, записи бесед руководителей МИДа) именно в таком виде ложились на стол Сталина: «В нашей разведке до начала войны не было аналитического отдела -- не принимал вождь обобщенную информацию».

Соцков уверен, что обнародованные донесения способны восстановить логику событий: они во многом объясняют политику Советского Союза по отношению к Польше. Автор сборника привел в пример несколько документов. Один из них -- стенограмма встречи министра иностранных дел Польши Юзефа Бека с лидером французских националистов де ля Роком в Копенгагене. На ней де ля Рок заявил, что разделяет планы Бека создать военный союз между Польшей, Францией и Германией и раздробить СССР по национальному признаку. Лидер националистов также обещал способствовать расторжению соглашения о взаимопомощи между СССР и Францией, а Бек выразил готовность предоставить на это деньги.

1 сентября Служба внешней разведки России рассекретила архивные документы, касающиеся польской политики накануне и во время второй мировой войны. Материалы, более 70 лет остававшиеся закрытыми для исследователей, объединены и выложены для открытого доступа на сайте информационного агентства РИА «Новости».

Составитель сборника генерал-майор СВР России Лев Соцков пояснил, что опубликованные документы (донесения советских разведчиков, телеграммы польских послов, записи бесед руководителей МИДа) именно в таком виде ложились на стол Сталина: «В нашей разведке до начала войны не было аналитического отдела -- не принимал вождь обобщенную информацию».

Соцков уверен, что обнародованные донесения способны восстановить логику событий: они во многом объясняют политику Советского Союза по отношению к Польше. Автор сборника привел в пример несколько документов. Один из них -- стенограмма встречи министра иностранных дел Польши Юзефа Бека с лидером французских националистов де ля Роком в Копенгагене. На ней де ля Рок заявил, что разделяет планы Бека создать военный союз между Польшей, Францией и Германией и раздробить СССР по национальному признаку. Лидер националистов также обещал способствовать расторжению соглашения о взаимопомощи между СССР и Францией, а Бек выразил готовность предоставить на это деньги.

Документы советской разведки свидетельствуют, что в Генеральном штабе Польши существовало специальное подразделение, задачей которого было спровоцировать национальные революции в республиках Советского Союза. «Здесь самым подробным образом рассмотрены все направления работы: Украина, Кавказ и Грузия», -- пояснил Соцков. По его данным, половину средств на работу подразделения выделял МИД Польши, другую половину -- Генштаб.

Эти и многие другие документы, представленные в сборнике, говорят о прогерманской и антисоветской направленности польской внешней политики. Такая позиция Польши не позволила обеспечить коллективную безопасность перед началом второй мировой войны, считает Соцков.

Война между историками

По словам директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова, для российских историков представленные документы сенсацией не являются: «Любому ученому, исследующему этот период, известно, что с 30-х годов, маскируясь лозунгом равноудаленности от Москвы и Берлина, польские власти последовательно проводили антисоветскую политику». Архив СВР, по словам Дюкова, только увеличит документальную базу, но принципиально не изменит взгляд на историю периода.

А вот у польских экспертов рассекреченные материалы наверняка вызовут негодование, считает историк. «Польские политики, как и официальные историки, долго формировали образ страны как невинной жертвы второй мировой войны. Так что в ближайшее время нам придется услышать много заявлений о том, что это фальсификация», -- уверен Дюков.

КОММЕНТАРИИ (28)
Ася
пост #1 / 19:37, 1 сен '09
Даже если всё это правда, а это похоже на правду, учитывая стародавнюю "любовь" поляков к России, наше правильтельство со своей порционной правдой всё равно выглядит некрасиво.
Что ж такого страшного в этих архивах скрывается, что их нельзя обнародовать полностью?..
romulus
пост #2 / 19:44, 1 сен '09
Ответ АСЯ находится в архивах другой разведки --- моссад. Шолом!
nnz226
пост #3 / 19:49, 1 сен '09
Да уж... Истерика к западу от Бреста будет до катания по полу и пены у рта...кстати, 17 сентября 1939 года, когда Красная Армия начала движение на запад в Польшу, эта страна ещё была? Хотя бы в смысле наличия на её территории собственного правительства? Оно вроде из Польши свалило на 2 дня раньше. Так что это уже была бесхозная территория...И какой удар в спину (как нонешний президент Польши заявил)?
Директор > Ася
пост #4 / 21:17, 1 сен '09
Рассекретят остальное,как время пройдет!!!!
bobby > Директор
пост #6 / 21:55, 1 сен '09
сколько нужно времени?..
Типа > Ася
пост #7 / 21:57, 1 сен '09
Короткий конспект мыслей отечественной интеллигенции:
"даже если наше правительство право, все равно надо про него сказать гадость".
oleg57 > Ася
пост #9 / 22:40, 1 сен '09
Документ скачаю обязательно. А архивы вещь страшная: может кто то из родственников накатал на соседей, их увёз черный ворон и больше их никто не видел. Как думаешь, тебе это надо?
Schultz > bobby
пост #10 / 06:13, 2 сен '09
Ровно столько, чтобы это стало безопасным для тех, кто сейчас работает и потомков тех, кто работал тогда.
bobby > Schultz
пост #11 / 09:17, 2 сен '09
то есть для поляков там, тех кто был нашими агентами, обнародование данных сейчас - безопасно. наши убедились.
oleg_cs > bobby
пост #12 / 09:17, 2 сен '09
лет 100
bobby > Типа
пост #13 / 09:21, 2 сен '09
нет, просто к 1 сентября это обнародовать - мерзко и неправильно. вы заметили, чтобы я где-то сказало, что правительство России право?
bobby > oleg57
пост #14 / 09:22, 2 сен '09
во-первых, вам.
во-вторых, не повредит.
Юрген
пост #15 / 09:42, 2 сен '09
Россия не может обнародовать ВСЁ по простой причине: вся страна является одной частью Системы...поэтому прочитав все архивы, люди поймут, что такое Система, а это низззззя.
emil > nnz226
пост #16 / 10:26, 2 сен '09
а нонешний президент у них вообще невменяемый, такой же как прибалтийские лидеры и главный грызун. С ними бесполезно о чем-либо конструктивном разговаривать. У них одна точка зрения: Россия - враг, чтобы она не делала и все!
tussimeister
пост #17 / 10:27, 2 сен '09
По поводу антисоветской направленности польской политики перед II Мировой: здесь корни намного глубже, чем стоит полагать. Ведь после небезызвестных разделов Польши, проведенных при участии Австро-Венгрии, Пруссии и России (под руководством Екатерины II), на бывших территориях Речи Посполитой активировалось националистическое движение, тушить и решать проблемы которого в большей степени приходилось правительству Российской империи (например, подавление восстания Костюшко Суворовым). В начале XX века, когда русско-японская война была неизбежна, лидер польской националистической партии Пилсудский тайно посещал Японию, подзуживая ее к решительным действиям против России. Апогей польского национализма пришелся, видимо, на 30-е гг XX века, когда он окончательно срубил сук, на котором сидел. Поляки, получив после развала Российской империи независимость, успешно отбив попытки распространения советского строя на своей территории в 20-м г., воспряли духом, полюбив искренне и всею душею фашистский режим Германии, подписав с ними пакт о ненападении в 1934 г. Ну о чем тут говорить дальше. Об империалистических стремлениях молодого польского государства было известно и до рассекречивания каких то новых архивных материалов. А по поводу нападения на Польшу - лучше почитайте, господа, дневники Геббельса. Там он четко изложил тактику ведения пропагандистской войны.
9Ш119М1 > bobby
пост #18 / 12:10, 2 сен '09
Степень секретности сведений определяется размером ущерба, который может нанести разглашение этих сведений. В США некоторым документам присваивают гриф "не подлежит рассекречиванию никогда" или "подлежит рассекречиванию через 100 лет". Это обычная практика.
9Ш119М1 > bobby
пост #19 / 12:16, 2 сен '09
Немцы в 1993 году сдали агентуру, которая осталась в СССР после войны. У пожилых людей , которых вербанули на оккупированной территории в годы войны, отбирали удостоверения участников ВОВ (полученные на законных основаниях) и государственные награды.Так правильней? Или эти люди должны были сдаться и поехать тундру лобзиком делать? Правду здесь искать очень сложно.У каждого она своя.Но немцы , в данном случае, выглядят ,мягко говоря, нечистоплотно. Не арийцы. Торгашня.
ossian
пост #20 / 16:26, 2 сен '09
Сталин - он, конечно, "кровожадный пёс истории" и т.д., но умён и рассудителен был, не полагался на каких-то поллютологов, а всё сам читал. Вернуть Польше незаконно отторгнуетые при кровавом сталинском режиме её исконные территории: Львив, Мемель, Вильно. Позор оккупантам!
Евгений2009
пост #21 / 20:15, 2 сен '09
Когда прижмёт нас .мы чуть-чуть приоткрываем архивы.Откоройте архивы и дай-
те возможность народу самому узнать историю своей страны.Эта ложь уже
осточертела.Стыдно ,более 70 лет прошло как ВОВ закончилась,а мы кроме лжи
ничего не знаем.
Fe_ликс
пост #22 / 20:16, 2 сен '09
ох уж эти поляки: на пузе шёлк, а в пузе - "щёлк!")
если почитать "анализы" польских историков о ходе боевых действий в начале 2мв, то выходит что если бы не подлость сталина, то через пару недель гусары на лихих парадных скакунах победно бравировали бы по улицам берлина
oleg57 > bobby
пост #23 / 20:16, 2 сен '09
во-первых, вы что за предмет с горы. А то что к 1 сентября это обнародовано, абсолютно верно и по времени и по сути. Раньше- объявили бы ложью, позже- местью. А сейчас Польше и Франции с Англией- отмыватся поздновато, а позднее это никому не будет интересно, они и так об это знают. Хоть чему-то грузинская война научила. во-вторых, это пока.
Schultz > bobby
пост #24 / 06:54, 3 сен '09
Да, именно так. Это одна из причин срока давности по таким делам: не навредить действующим агентам. Другой причиной может быть сокрытие способа решения какой-то задачи. Например, проникновение в какую-то организацию, на какой-то объект. Это ж только клинические идиоты или враги могут требовать рассекретить всё и сразу - за всеми этими делами жизнь и труд очень многих людей, патриотов свой страны - тех, кто работает для своего народа, а не для правительства или ради денег.
Славко > ossian
пост #25 / 01:30, 4 сен '09
Вот Вы ещё Крулевец (Кенигсберг, Калининград) забыли...
444 > nnz226
пост #27 / 13:58, 4 сен '09
Браво !!!
ossian > Славко
пост #28 / 14:45, 5 сен '09
А кому возвращать? Нацистсую Германию СССР уничтожил, а других охочих не было! Может вы попросите?
Славко > ossian
пост #29 / 16:58, 6 сен '09
Кенигсберг можно было бы возвратить демократической Германии. Тем более, что большинство жителей , наверняка, с удовольствием бы в неё улепетнули.
ossian > Славко
пост #30 / 09:32, 12 сен '09
Демократической Германией была ГДР.
А эту зовут по-прежнему ФРГ. Никто ни в Кёнигсберге, ни в Германии, ни в России желания о возврате не высказал.
А во-вторых, чего это ради Россия должна отдавать ЗАВОЁВАННУЮ и признанную по ялтискому договору о разделе Европы (Сталин, Чёрчиль и Розвельт), а потом подтверждённую по Хельсинкскому Акту российской территорией кому-то ещё. Такое место для Искандеров - и взять и отдать по амерзкое ПРО?
Ноябрянин
пост #31 / 07:02, 22 сен '09
Что касается открытия всех архивов, я бы привёл простой пример. У каждого из нас в жизни бывали нелицеприятные ситуации, никто не является ангелом. А если представить что кто-то считает себя ангелом и привести факт (да ещё во всех подробностях, т.е. звук, цвет, запах и т.д.) сидения этого "ангела" на унитазе при случившемся растройстве желудка... Уже данный ангел кажется не совсем ангелом. А ведь мы ничего не скрывали и это,сидение на унитазе, бывало и бывает с каждым... Так же и в истории государства... Придёт время когда забудутся или станут привычными, впрочем уже, сведения о зверствах нацистов и т.д. И тогда начнут появлятся на свет "свежие" воспоминания "мирных" жителей "оккупированных" (как мы уже слышим) Советской Армией территорий Восточной Европы и самой Германии. Где будут рассказаны жуткие истории о зверствах уже советских солдат над мирным населением (насилование, разграбления, убийства и т.д.). Будут писаться книги, сниматься фильмы на эти темы и цель их будет, показать звериную сущность русского человека. И самое плохое для меня, как россиянина, то, что многое показанное будет правдой. И вот тогда вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной Войне, начнёт размазываться и забываться, тем более уже и ветеранов тогда не будет (ведь уже не является для нас незаживающей раной Отечественная война 1812 года или Гражданская война).
Вот чтобы этого не допустить, нашему государству, нашей России и всем нам россиянам, уже сейчас надо давать решительный отпор таким поползновениям типа высказываний польского сейма! И извиняться ни перед не надо! Если конечно мы считаем себя правыми...